Новости

22.02.2018

Вторая часть ответов С.П.Мясоедова критикам МВА опубликована на портале MBA.SU

О практической применимости знаний и преподавателях МВА

Продолжаем беседу редактора портала MBA.SU Владимира Коваленко с президентом Российской ассоциации бизнес-образования, проректором РАНХиГС и директором Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Сергеем Мясоедовым, начатую на прошлой неделе. Напомним, что темой разговора являются мифы о МВА, получившие распространение в последнее время.

В.Коваленко: Ряд «специалистов» беспокоится о невозможности использовать на практике полученные на МВА знания. Они утверждают, что «предприниматели и владельцы бизнеса ходят на семинары, получают MBA, но не могут использовать полученные знания в своих компаниях. Конечно, практикоприменимость знаний - тема не новая, и школами бизнеса она контролируется. Но вот о том, что знания нельзя применить на практике мы сами от коллег-выпускников не слышали ни разу. Насколько справедливы, по Вашему мнению, подобные упреки в адрес МВА российских бизнес-школ?

С.Мясоедов: Мне кажется, что я уже ответил на этот вопрос. В дополнение лишь отмечу, что бизнес школа должна научить, как эффективно разрабатывать и принимать управленческие решения. А это - самое сложное в профессии менеджера и предпринимателя. Потому что на практике решения всегда принимаются в условиях нехватки времени и информации. Кроме того, управленческое решение отличается от математического тем, что оно всегда поливариантно. И, принимая любое решение, можно предположить, что существует другое, еще более правильное.

«МВА - это для лидеров, для людей с управленческм талантом, с драйвом и устремлениями позитивных девиантов»

Зачем я об этом сказал? Дело в том, что помогая научиться принимать эффективные управленческие решения, использовать на практике инструментарий менеджмента, бизнес школа не может ставить своей задачей систематическую помощь учащимся в решении их ежедневных задач. Это задача управленческих консультантов или коучей. Используя старую аллегорию, можно сказать, что бизнес школа должна научить, как ловить рыбу, а не поймать ее, чтобы немедленно накормить клиента.

Тем не менее, знания работают. Именно поэтому, в лучших бизнес школах мира и России примерно 60-70% клиентов на программы МВА идут по совету друзей. В моей бизнес школе этот процент даже несколько выше и составляет 75-77 %. Согласитесь, когда это происходит на протяжении десятилетий, можно утверждать, что программа МВА помогает делать реальный бизнес.

МВА - это для лидеров, для людей с управленческм талантом, с драйвом и устремлениями позитивных девиантов. Всегда и везде найдутся неудачники, которые будут говорить: «А мне то не помогло!», «А я слышал, что скоро и другим не будет помогать».

Большинству выпускников бизнес образование и МВА помогают. Более объективную картину можно получить, просмотрев результаты исследования, проведенного порталом «МВА в Москве и России» (MBA.SU) в 2017 г. на основе опроса 980 выпускников МВА и ЕМВА 43 российских бизнес-школ.

В.К.:. О «преподавателях-теоретиках, читающих лекции (!) на МВА» не пишет только ленивый. Достается и зарубежным преподавателям. Один из «экспертов» вопрошает: какой успешный и авторитетный профессор или преподаватель ведущей мировой бизнес-школы, решит ехать в постсовок, преподавать в заштатном (по мировым меркам) вузе и,таким образом, ломать свою карьеру? В основном, это: откровенные авантюристы, не ужившиеся по разным причинам в родной среде; преподаватели бизнес-школ третьего уровня и ниже, бывшие низкооплачиваемые преподаватели-пенсионеры, ищущие надбавку к маленькой пенсии; просто серая посредственность, уход которой никто в родной бизнес школе не заметит». Каким Вы видите преподавательский корпус российских бизнес-школ?

С.М.: Успех бизнес школы и программы МВА делают сильные преподаватели-практики и талантливые учащиеся, являющиеся успешными менеджерами и предринимателями. Что касается зарубежных преподавателей, то их уровень, в целом, определяется уровнем российской бизнес школы. Обычно зарубежные преподаватели преподают на совместных программах МВА, где обучение ведется на английском языке. И в конце выпускники получают два диплома МВА: российский и бизнес школы-партнера.

Истина всегда конкретна. У ИБДА РАНХиГС сегодня две программы на «двойной диплом»: МВА совместно с Гренобльской высшей школой менеджмента (Франция) и ЕМВА совместно с Антверпенской школой менеджмента (Бельгия). Обе программы входят в рэнкинг 100 лучших программ МВА Европы по версии Файнэншл Таймс. Антверпенская занимает место в пятой десятке. Что касается Гренобльской программы, то она в Европе находится на 17-м месте. То есть входит в большую двадцатку.
На таких рейтинговых программах не держат профессоров-пенсионеров, подрабатывающих на жизнь. Здесь преподает цвет педагогического корпуса Европы и, естественно, лучшие профессора и практики нашей бизнес школы.

Те, кто говорит о профессорах-пенсионерах и авантюристах из непонятных зарубежных бизнес школ, как мне кажется, отстали в развитии на 20 лет. Такое и такие были в лихие 90-е. Сейчас рынок дорогих и качественных МВА России достаточно конкурентен, чтобы не допускать дилетантов в аудиторию. Не случайно, за последнее десятилетие 13 лучших бизнес школ России получили по своим программам МВА престижную международную аккредитацию - АМВА International. Тем, кто думает о российской программе МВА, даю профессиональную рекомендацию: «Выбирайте из 13-и российских школ, чьи программы МВА имеют аккредитацию АМВА International. Это международный знак качества».

В.К.: В преддверии праздников 23 февраля и 8 Марта наше интервью хотелось бы закончить с улыбкой. История возникновения МВА, по мнению руководителя одного из учебных заведений, такова. На Западе после Второй мировой войны появилась потребность в ускоренном росте экономики, нужно было подготовить сразу большое количество суперклассных управленцев, администраторов. И, якобы  по армейскому принципу в университетах были сформированы такие программы с интенсивной подготовкой, которые выпускали менеджеров бизнес-администрирования. Мифы - мифами, а что Вы могли бы пожелать будущим слушателям бизнес-школ - тем, кто сейчас изучает информацию о программах МВА и бизнес-школах?

С.М.: Я с большим уважением отношусь к защитникам Отечества и их празднику. Правда не уверен, что аллюзия об армейском происхождении программы МВА имеет под собой реальную почву. Что же касается 8 Марта, то, хочу подчеркнуть: роль российских женщин в менеджменте и предпринимательстве мы все существенно недооцениваем.

На Гайдаровском форуме в январе 2018 года ИБДА РАНХиГС совместно с самой престижной аккредитующей ассоциацией бизнес школ мира - AACSB International - где я имею честь быть первым в истории российским членом Международного наблюдательного совета - проводил специальную пленарную секцию по бизнес образованию, посвященную правам женщин-менеджеров на рабочем месте (проблема "Diversity").

«Кажется, Черчилль говорил, что инвестиция в собственное развитие - это лучшая инвестиция, потому что ее нельзя национализировать»

Выступал поистине звездный каскад известных женщин-лидеров и предпринимателей. Многие из них в качестве «визитинг профессорз» делятся с учащимися МВА нашей школы своими совсем не теоретическими знаниями. В их числе: Марина Починок, до недавнего прошлого руководитель департамента талантов СБЕРБАНКА; Ирина Кибина, первая женщина, которая не только входила в руководство ЕВРАЗХОЛДИНГ, но и вывела эту компанию на IPO; Валерия Павлюковская, представитель в России лучшей бизнес школы мира в области экзекьютив ретрейнинга - швейцарской IMD (Lausanne) и др.

Я убежден, что привлекая практиков к преподаванию, наши бизнес-школы должны обратить особое внимание на российских женщин-менеджеров, которые, сделав звездные карьеры, сегодня охотно сотрудничают с лучшими российскими программами МВА.

Что же касается тех российских бизнесменов, кто всерьез задумался о программе МВА, то я посоветую им серьезно подойти к выбору бизнес школы и программы. Посетить дни открытых дверей нескольких бизнес школ из списка, аккредитованных АМВА. Поговорить со своими друзьями, закончившими МВА в этих школах. И все же решиться.

Кажется, Черчилль говорил, что инвестиция в собственное развитие - это лучшая инвестиция, потому что ее нельзя национализировать.

Я желаю будущим учащимся лучших российских МВА успехов, творческого и креативного драйва! Не откладывать решение учиться. Не слушать досужие сплетни про МВА от людей, на этих программах не учившихся.

Я желаю им стать российскими, социально ответственными и этичными миллионерами и миллиардерами! И всегда поддерживать свои бизнес школы, ставшие для них вторыми Альма Матер, объективно рассказывая об их сильных и слабых сторонах своим друзьям.

В.К.: Присоединяюсь к Вашим пожеланиям! Сергей Павлович, спасибо за Ваши ответы!

Источник: MBA.SU