https://www.traditionrolex.com/19

Новости

20.02.2018

MBA.SU опубликовал первую часть ответов С.П.Мясоедова критикам МВА

В начале нулевых выдумки про МВА и критика этой малопонятной тогда степени в СМИ объяснялись элементарной неосведомленностью журналистов или ревностью self-made директоров. Спустя пятнадцать лет за искаженной информацией об МВА часто просматривается простой коммерческий расчет: подвергнуть критике существующие программы МВА, чтобы затем предложить "альтернативу" или спозиционировать себя в качестве крутого эксперта/ бизнес-тренера.

Портал «МВА в Москве и России» (MBA.SU) собрал в интернете наиболее характерные образцы подобного "творчества" и попросил прокомментировать их и ответить на вопросы редактора портала Владимира Коваленко, президента Российской ассоциации бизнес-образования, проректора РАНХиГС и директора Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Сергея Мясоедова.

Владимир Коваленко: Начнем с апокалиптического - «есть гипотеза, что формат MBA умирает». Авторы-адепты онлайн-обучения утверждают, что учиться больше 6-8 месяцев на МВА - непозволительная роскошь, т.к. скорость изменений в мире и бизнесе стремительно нарастает и т.д. и т.п. Сергей Павлович, каково Ваше отношение к объявленной скорой кончине МВА?

Сергей Мясоедов: Программы МВА хоронят вот уже более столетия. С завидной периодичностью: каждые 10-15 лет. За 30 лет существования российского бизнес образования - это уже «третий цикл умирания» в сопровождении «попсового реквиема» дворовых музыкантов от бизнес образования. Причем, в третий раз говорится одно и то же: программы устарели и потеряли актуальность; в них сплошная университетская теория и нет практики; они не опираются на бизнес опыт и т.п. Говорится все это абсолютно бездоказательно. Путем приписывания прораммам того, чего в них нет, используя в качестве ключевого аргумента личное мнение автора статьи или ссылки на абстрактных представителей бизнеса.

И вывод каждый раз один и тот же: жизнь ускоряется, и надо сокращать сроки обучения. В два-три-четыре раза. А также - революционно менять содержание. Как? Заменить сыгранный симфонический оркестр лучших преподавателей-практиков страны на поппури из попсовых шлягеров? То есть оставить в программе то, что на образовательном жаргоне называется «управленческий фаст фуд»? Его наполнение определяется треннинговым диапазоном и знаниями в области управленческого образования критиков МВА. Обычно довольно убогими.

Однако, как гласит добрая русская пословица, собака лает, а караван идет. Программа МВА, отнесенная Организацией Объединенных Наций в середине прошлого века к важнейшим открытиям в области образования, продолжает жить. И остается основной для бизнес школ всего мира. А их на нашей планете без малого 17 тысяч.

По моему многолетнему наблюдению, критиков программ МВА объединяет, в первую очередь, то, что сами они на МВА никогда не учились. А некоторые... не учились вообще. Для большинства этих людей цель критики МВА - это не стремление улучшить программу, а самоПиАр. Желание привлечь внимание к себе любимому. А также хорошо известная психологам компенсация комплекса внутренней неполноценности через агрессию. Отсюда нарочито резкие суждения, граничащие с грубостью.

ВК: В скорый крах МВА верят и другие новаторы от бизнес-образования, которые заявляют, что люди больше не готовы отдавать по 500-600 тысяч рублей за обучение, тратя три вечера в неделю и всю субботу на то, чтобы доехать до аудитории и прослушать лекции по менеджменту на основе устаревших учебников. От имени выпускников российских МВА они сообщают: «по отзывам выпускников российского MBA, 70% информации, полученной даже в самых топовых учебных заведениях, можно смело выбросить на свалку». Что Вы бы могли сказать по поводу этой «ужасающей» картины, насколько она соответствует реальности?

СМ: Даже не знаю, что сказать. Это как заявления о том, что конец света будет в 3-ий четверг следующего года... Заявления о скором крахе МВА - это троллинг, направленный на то, чтобы привлечь внимание к автору «образовательной страшилки». Чтобы говорить об эмоциональном интеллекте, проектном методе аджайл как антиподе императивному планированию и криптовалютах, управлении по ценностям и кросс культурных особенностях моделей менеджмента в разных странах и регионах требуются профессиональные знания и экспертиза. Здесь можно сказать глупость и стать смешым. А р-р-революционные обвинения и пустые прогнозы в духе апокалипса специальных знаний не требуют.

Беда состоит в том, что на постсоветском пространстве МВА повсеместно смешивают с магистратурой и вторым высшим образованием. А университетское образование с бизнес образованием. Хотя это совершенно разные жанры. Начнем с того, что хорошая бизнес школа в России - это всегда успешный и самоокупаемый проект. То же относится к ее программам. И к флагманской программе любой уважающей себя бизнес школе - к программе МВА. Иными словами, первое отличие бизнес образования от традиционного университета - это платность и самоокупаемость. Или, иными словами, прибыльность проектной деятельности бизнес школы и всего проекта «бизнес школа», в целом.

Мне могут возразить: бизнес школа это не место, где зарабатывают большие деньги и делают прибыль. Это так. Но, как сказал мне много лет назад замдекана Гарвардской Школы бизнеса, где я учился, профессор Томас Пайпер: «Сергей, деньги - не есть наша цель. Но наша цель требует умения зарабатывать большие деньги».

«чем выше и известнее бренд бизнес школы, тем дороже ее программы
и, в первую очередь, программы МВА и ЕМВА»

Поскольку может вновь возникнуть отождествление бизнес школы и университета, специально подчеркну. Я за то, чтобы по большинству дисциплин мы сохранили бесплатное или, точнее, финансируемое за счет государственного бюджета высшее образование. Если мы заботимся о сохранении национального, научного генофонда, мы должны иметь в стране бесплатное первое высшее образование по физике, химии, биологии, истории и др.

Что же касается бесплатного бизнес образования по менеджменту и бизнесу в бизнес школе, - не уверен. Во всяком случае применительно к МВА и другим программам для бизнесменов и менеджеров программы должны быть платными и дорогими одновременно.

Аксиома первая. Если бизнес школа и программа МВА не являются самоокупаемыми, то есть не в состоянии стать прибыльными на рыке, как и чему они могут научить практикующих бизнесменов и предпринимателей? Как можно учить тому, что не можешь делать сам?

Аксиома вторая. Чем дороже программа МВА и бизнес школа - при прочих равных - тем она лучше. Почему? Потому что лучшие преподаватели-практики обычно стоят дорого. В несколько раз дороже, чем профессора теоретики из университетов. Так во всем мире, так и в России.

Аксиома третья. Лучшая бизнес школа - это там, где лучшие преподаватели-практики учат лучших и наиболее талантливых менеджеров и предпринимателей. Гарвард - лучшая бизнес школа мира, потому что в нее мечтают поступить лучшие студенты мира. Сказанное верно и применительно к России.

Аксиома четвертая. Без специального переучивания, которое может занимать годы, профессора университетов не могут успешно работать на настоящей программе МВА. (На магистратуре по менеджменту, которую назвали «МВА» могут. Но это не МВА). Упрощая проблему, скажу, что, если университетский профессор должен уметь говорить, вызывая восторг молодых студентов и студенток, то ключевая компетенция профессора бизнес школы - это молчание. Его цель и талант в том, чтобы «разговорить» группу, заставить опытных менеджеров и предпринимателей обмениваться опытом практической деятельности. Опытом, который попадает в учебники и статьи только через годы, когда порядком устареет.

Аксиома пятая. Обмениваться опытом могут только люди, имеющие этот опыт. Поэтому - в отличие от магистратуры - на программе МВА могут учиться только бизнесмены и менеджеры, отработавшие в бизнесе не менее 5-7 лет.

Аксиома шестая. В группе МВА не могут одновременно учиться люди с опытом и без опыта. Они буду мешать друг другу. Программа, где бизнесмены с опытом и выпускники вуза без опыта учатся вместе, не должна называться МВА.

Аксиома седьмая. Для того, чтобы быть успешным менеджером или предпринимателем нужен талант. Без него освоить искусство менеджмента нельзя, как нельзя без слуха стать успешным музыкантом. Поэтому хорошая бизнес школа и хорошая программа МВА всегда конкурсны. То есть берут на обучение не всех желающих.

Как быстро и эффективно проверить наличие таланта к менеджменту и предпринимательству? Поскольку успешный бизнес должен приносить прибыль, талантливый менеджер и предприниматель умеет делать деньги. Следовательно, если бизнес школа устанавливает высокую цену на свою программу, она ориентируется - при прочих равных - на наиболее талантливых учащихся из менеджеров и предпринимателей.

Те же, кто хочет получить настоящее бизнес образование, но не хочет или не может заплатить за него, идут на компромисс: поступают на «курсы кройки и шитья», которые в целях увеличения продаж называют себя новыми, новейшими, лучшими, национальными, международными и т.д. бизнес школами. Но надо понимать, что скупой платит дважды. Красивые названия не делают «курсы кройки и шитья» бизнес школой, а их программы - программами МВА.

Еще раз - настоящая программа МВА - это программа для успешных бизнесменов с солидным практическим опытом. И обязательно для тех, кто хочет серьезно учиться. В ней основной акцент делается на обмене опытом между слушателями, на их совместной проектной работе, на выстраивании между ними доверия и деловых связей.

Второй акцент - их личностное развитие или то, что называют развитием «мягкой силы», формирование эмоционального интеллекта и лидерского потенциала.

Третий акцент - развитие креативного, стратегического мышления, способности увидеть систему извне системы, развить у себя лидерский потенциал, эмоциональный интеллект.

Четвертый акцент. Программу МВА могут преподавать только профессора-практики. С опытом работы в бизнесе или с опытом консалтинговой работы. Или реальные, практикующие бизнесмены. Потому что МВА - это программа про практику (не про теорию!) управления и для пратиков управления. Скажем, в ИБДА РАНХиГС сегодня полноценные курсы ведут 19 практикующих и успешных бизнесменов, удачно дополняя профессоров-практиков от бизнес образования.

Если эти минимальные условия соблюдены (хотя, по хорошему, список того, что отличает МВА от суррогатов можно еще продолжать и продолжать), можно ожидать, что программа даст выпускникам весомый кумулятивный эффект. То есть будет помогать их карьерному росту и росту доходов, как минимум, в течение 7-10 лет после окончания.

А потом потребуется новая серьезная учеба. В современном мире любые знания, включая управленческие, быстро устаревают. Именно поэтому мы все чаще говорим, что обучение должно быть в течение жизни. Или, по-английски, это - правило трех «L»: «Life-Long-Learning».

«Те, кто хочет получить настоящее бизнес образование, но не хочет заплатить за него, поступают на «курсы кройки и шитья», которые в целях увеличения продаж называют себя новыми, новейшими, лучшими, национальными, международными
и т.д. бизнес- школами»

Теперь о высокой цене и дистантном формате. Как известно, чем выше и известнее бренд бизнес школы, тем дороже ее программы и, в первую очередь, программы МВА и ЕМВА. Потому что именно эти программы, как считается во всем мире, дают самую высокую управленческую квалификацию. Дороговизну программ МВА часто связывают с тем, что на них преподают самые сильные преподаватели-практики, время которых весьма дорого. Но это лишь одна из причин. Высокая цена на лучшие программы МВА - это своего рода фильтр против неудачников, людей, лишенных управленческого таланта, лидерского потенциала и предпринимательской хватки.

Все понимают, что, не имея таланта, нельзя стать великим актером. Что, не имея слуха, нельзя с блеском закончить консерваторию. А вот в отношении управленческого таланта наблюдается иная точка зрения. Тезис о том, что «мы научим каждую кухарку, как управлять государством» прочно обосновался в нашем подсознании. И многие люди искренне не понимают, что менеджер - это профессия, которая требует глубоких профессиональных знаний и способностей. Что без таланта и способности работать с людьми - то, что называется эмоциональным интеллектом - нельзя сделать карьеру менеджера, предпринимателя, лидера.

Я люблю сравнивать бизнес школу и программу МВА с консерваторией, куда должны приходить исключительно талантливые люди, которым помогают огранить талант, сделать из алмаза бриллиант, стать виртуозом.

Источник: MBA.SU

https://www.traditionrolex.com/19