Новости

27.08.2019

Российский рынок MBA: спад или рост?

В конце июля с.г. аналитики компании РБК Исследования рынков представили новое исследование рынка бизнес-образования. В нем приводится много интересных фактов и цифр, однако к главному выводу, иллюстрирующему текущее состояние рынка МВА, возникают вопросы.

В первом приближении: разница в количестве обучающихся на МВА в 2018 и предшествующем 2017 г., на основании которой делается вывод о спаде, составляет всего ...140 человек, т.е. 1,9%. Очевидно, что такая величина не выходит за пределы статистической погрешности.

” рост объема рынка по числу обучающихся в 2018 г. составил 7,7%”

Оценки исследователй, как они сами сообщают в исследовании, базировались, в основном, на анкетировании "ведущих игроков" рынка - исследователям удалось получить данные 28 бизнес-школ. За бортом исследования остались по крайней менере, 7 бизнес-школ, имеющих значительное число слушателей: Академия PwC, Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС, Институт государственной службы и управления РАНХиГС, Школа IT-менеджмента РАНХиГС, Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС, Высшая школа управления проектами ВШЭ, Экономический факультет МГУ.

Портал MBA.SU получил данные вышеперечисленных бизнес-школ - в 2018 г. их программы МВА, EMBA, DBA закончили свыше 470 человек. Соответственно, число обучавшихсяв 2018 году следует принять в 1,5-2 раза большим, т.к. в большинстве случаев программы рассчитаны больше, чем на 1,5 года. Таким образом, к цифре обученных в 2018 г., полученной РБК, следует прибавить, по крайней, мере, 700 человек, что дает в итоге более 7800 человек. Следовательно, нужно говорить не о снижении объема рынка бизнес-образования по числу обучающихся в 2018 г., а о его росте.

Если число обученных в 2017 г. по данным РБК Исследования рынков принять за основу, рост в 2018 г. составил 7,7%. Соответственно, мы имеем рост объема рынка бизнес-образования также и в денежном выражении, поскольку стоимость программ, по сравнению с 2017 годом, у большинства бизнес-школ выросла. 

Источник: mba.su