Новости

25.11.2016

Как решать дефицит преподавателей в высших бизнес-школах ?

Российская система высшего бизнес-образования, всё острее ощущает острый дефицит преподавательских кадров. Не тех, классических преподавателей-теоретиков, с мощными экономическими знаниями, с высокими научными степенями, но с полным отсутствием собственного опыта, превращающих эти блестящие знания в практику.

В настоящее время, востребованы те, кто может вложить слушателю, не только фундаментальные знания в области бизнес, но и как настоящие практики показать, как эти знания способствуют трансформации теоретических знаний, в успешные практические бизнес-проекты. 
Особую значимость подобная практика принимает в том случае, если преподаватель демонстрирует это на собственном примере.
Вот здесь и возникает некая двойственность при подборе преподавательских кадров. С одной стороны, на постоянной основе в системе высшего экономического и бизнес-образования, существуют блестящие специалисты-гуру, которыми могли бы гордится лучшие в мире Университеты, но с одним существенным недостатком - полным отсутствием практического опыта. Ведь, как бы ни ясна была, например, действующая система налогообложения, но без опыта личного общения с налоговой инспекцией, её исполнителями или руководителями - полной картины представить себе невозможно. Как невозможно обойтись только чистыми, дистиллированными теоретическими знаниями в области землепользования, без живых общений с чиновниками, решающими эти вопросы. Без тех синяков и шишек, которые набивает себе любой бизнесмен, решая более или менее важные вопросы с той же налоговой инспекцией, санитарно-эпидемиологической службой, пожарной инспекцией, и прочими организациями, представляющими интересы Государства. 

Также, весьма важно донести слушателям, о практическим опыте общения с конкурентами, которые порою применяют не совсем классические методы, в стремлении добиться преимущества для себя, и в этом стремлении не останавливаются ни перед чем. Такова действительность ! 

Кто может донести до студента ВУЗа, или для слушателя MBA, все эти тонкости ? Безусловно, тот кто своими руками создал бизнес, и довел его до такого состояния, что смело может сказать о нём - он успешен !

Отсюда естественный вывод: в ВУЗы и систему MBA необходимо привлекать преподавателей-практиков, которые создали и развили до успешного состояния свои бизнес-проекты. Надо ли таких специалистов привлекать на постоянную основу ? Скорее "нет", чем "да" !

Ведь, в случае, если заманить на не такую уж престижную преподавательскую должность хорошего бизнесмена-практика, существует вероятность того, что полностью посвятив себя преподавательской деятельности, этот специалист постепенно деградирует как практик. Поэтому, вероятно, более целесообразно было бы использовать практические знания этого специалиста в качестве привлекаемого преподавателя. 
Преподавателей классических дисциплин целесообразно, и необходимо определять в основной состав, входящих в те 65 процентов от общей численности профессорско-преподавательского состава, что необходимы для государственного лицензирования MBA-программ, определённых законодательством РФ.
Привлечь успешных бизнесменов вести, пусть эпизодически, преподавательскую деятельность непросто. Не каждый станет, в ущерб своему бизнесу, тратить время на то, чтобы делиться своим опытом, за символическое вознаграждение. Хотя, справедливости ради, необходимо заметить, что даже весьма успешные бизнесмены соглашаются периодически вести занятия в престижных бизнес-школах, но не по материальным соображениям, а скорее из меценатских соображений.

Некоторые наши бизнес-школы, в качестве преподавателей-практиков, используют опытных специалистов из корпоративных партнёров, с которыми заключают соответствующие договора.

Самые престижные учебные заведения, опирающиеся на организационную и финансовую поддержку из-за рубежа, нанимают зарубежных специалистов из самых престижных университетов. В частности, одна из солиднейших экономических школ РФ, имеет профессорско-преподавательский состав, состоящий всего из 72 человек. Из них, 55 постоянных, и 17 привлечённых профессоров. Подавляющее большинство из них имеют учёные степени, полученные в престижных Университетах мира, а также, имеют практический опыт работы в крупнейших банках мира и России.