Новости

21.04.2020

Бизнес-образование в эпоху пандемии: все - в онлайн?

Экономический кризис, усиленный пандемией коронавируса, уход большого числа малых и средних бизнесов с рынка, падение доходов и рост безработицы, приведут к переосмыслению роли бизнес-образования и бизнес-школ в системе общественных отношений.

Очевидно, падение платежеспособного спроса - это первое, с чем столкнутся бизнес-школы. Такое уже происходило в 2009-2011 гг. Через полгода после начала финансового кризиса, весной 2009 года случилось 50%-ное падение спроса на программы МВА у большинства бизнес-школ, а некоторые закрылись вообще.

Сразу произошел отток слушателей, за которых платили работодатели, т.е. примерно 20% класса. Остальная часть потенциальных слушателей предпочла переждать «смутное время» и перенесла/ отложила поступление на МВА. Соответственно, многие бизнес-школы перенесли весенний набор на осень.  Тогда же в большинстве бизнес-школ прошло повальное секвестирование сроков обучения на двухгодичных программах МВА, с соответствующим снижением цены. Тогда кого-то спасли хорошие связи с корпоративными заказчиками, кто-то переключился на короткие программы, вебинары, бесплатные семинары и мастер-классы.

Сейчас, похоже, чуть ли не единственным (вынужденным) выходом для многих представляется «поход в онлайн». Над этим размышляют и зарубежные коллеги. Тем более, что за пять-семь последних лет относительно спокойной работы классических (ведущих) бизнес-школ, многие из них нарастили компетенции в онлайн-обучении, обновили технологическую базу. Теперь по доставке контента они в полной мере могут конкурировать с молодыми структурами, созданными изначально для онлайн-обучения. Последние сумели занять значительную долю рынка бизнес-образования благодаря низкой стоимости своих программ, и широкого внедрения в регионы.

Конечно, контент, его качество и результаты обучения различны в разных форматах обучения. Сейчас промоутеры онлайн-бизнес-образования часто говорят о том, что, мол, «дистанционные занятия не уступают обычным в эффективности». Об этом пишет руководительница факультета MBA в «Нетологии» Юлия Княжанская в  «Секрете фирмы», ссылаясь на исследование «Online education platforms scale college STEM instruction with equivalent learning outcomes at lower cost». Как всегда, ниспровергатели чужих мифов, занимаются этим для того, чтобы создавать свои собственные. Дьявол - в деталях, и результаты исследования эффективности онлайн-обучения студентов инженерных специальностей (наука, техника, техника, математика), при всём желании, трудно употребить для обоснования преимуществ онлайн-обучения на программе МВА. Аналогия здесь не проходит.

Несмотря на алармистские призывы всем уйти в онлайн, думаю, что очные, дорогие программы МВА/ EMBA «классических» бизнес-школ с рынка не уйдут. Скорее изменится их целевая аудитория; костяк составят руководители среднего бизнеса, которые нуждаются в перезапуске бизнес-мышления и находятся в стадии выработки стратегических решений. Для них критически важно очное общение с себе подобными менеджерами. Это - элитное бизнес-образование, и полагаю, оно таким и останется, по крайней мере, до того, как нас не заменят биороботы.

Сегмент онлайн-бизнес-образования, предлагающий более короткие и дешевые программы (вплоть до мини-МВА и «онлайн-МВА»), которые выполняют функцию передачи «узких» знаний или «натаскивания» на выполнение определенных алгоритмов менеджмента, останется хорошим полигоном  для менеджеров малого бизнеса.

Главный вопрос: чему бизнес-школы будут учить в кризис, какими адекватными ситуации компетенциями риск-менеджмента обладают их преподаватели? В прошлый кризис в бизнес-школах на первый план вышли программы и курсы по риск-менеджменту и повышению операционной эффективности, отодвинувшие  на некоторое время вопросы стратегий. Что будет сейчас? Ответ на это может дать только бизнес и его новые практики. И бизнес-школы, имеющие хорошие корпоративные связи, непременно ими воспользуются.

Читать оригинал статьи на mba.su