https://www.traditionrolex.com/19

Новости

05.06.2017

Бизнес-образование: о целях и ценностях

На годовом собрании Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) обсудили состояние и перспективы развития бизнес-образования в нашей стране и в мире. Эксперты отмечают, что рынок выдвигает новые требования к управленческому образованию: оно должно становиться более технологичным и гибким.

Годовое собрание РАБО прошло 21 апреля 2017 года в Московской финансово-юридической академии (МФЮА). В дискуссии приняли участие более пятидесяти членов ассоциации, а также приглашённые эксперты.

MBA на новый лад

Руководитель аналитического центра РБК Максим Боровиков отметил, что российские граждане испытывают в отношении традиционных программ MBA некоторый скепсис. По данным экспертов РБК, лишь 6 процентов россиян полагают, что степень MBA каким-либо образом окажет влияние на их карьерный рост. По мере увеличения возраста опрошенных увеличивается и доля тех, кто считает, что обучение по программе MBA – пустая трата времени.

Аналитики РАБО считают иначе: интерес к бизнес-образованию не утрачен, просто смещается вектор, в котором оно должно развиваться. Эксперты отмечают присутствие на рынке более двух сотен программ MBA и Executive MBA, однако лишь четверть из них соответствуют стандартам НАСДОБР (Национальный совет по оценке качества делового образования, созданный в 2011 году по инициативе РАБО – profiok.com). Программы значительно различаются по стоимости, по уровню образования, по формам реализации обучения (дистанционные, аудиторные и смешанные варианты). Приём на программы MBA по сравнению с периодом десятилетней давности действительно сократился в полтора раза. Слушатели наиболее охотно выбирают либо элитные, либо совсем дешёвые программы. Однако нельзя сказать, что интерес к бизнес-образованию сходит на нет. Об этом свидетельствуют тиражи специализированных издательств: в России ежегодно выпускается около 300 новых учебников по управлению. Остаются востребованными и управленческие журналы – например, журнал РАБО «Бизнес-образование» и выпускаемый ИНЭС журнал «Экономические стратегии».

Так в чём же дело? Почему падает спрос на MBA, а отношение к нему смещается в сторону скепсиса? По мнению президента РАБО, проректора РАНХиГС Сергея Мясоедова, причин несколько.

Во-первых, государство отчего-то считает, что управление в корпорации серьёзно отличается от управления в госучреждении, хотя отраслевые отличия не превышают 15 процентов решаемых задач. В итоге государство перестало интересоваться бизнес-образованием, выделив в отдельную сферу образования государственное и муниципальное управление.

Во-вторых, государство слабо регулирует рынок бизнес-образования. В результате существуют бизнес-школы, дающее некачественное образование, а то и просто торгующие дипломами. Масла в огонь подливают СМИ, публикующие некомпетентные материалы и недобросовестные рейтинги.

В-третьих, к традиционному бизнес-образованию скептически относятся работодатели. Есть претензии к качеству учебных программ, которые то перенасыщены теоретическими выкладками, то, наоборот, лишены фундамента и дают поверхностные знания и навыки. Кроме того, два года – слишком большой срок, есть риск не дождаться, когда вложенные средства окупятся новым качеством специалиста, а можно и просто потерять ценного сотрудника. Как итог – корпорации всё чаще делают ставку на корпоративные университеты, не делая особой разницы между обучением внутри компании и во внешней бизнес-школе.

Наконец, динамичная действительность, современные технологии, новое поколение потенциальных учащихся требуют от бизнес-школ новых подходов к образованию. Растёт спрос на небольшие, но ёмкие программы, позволяющие развить конкретный набор компетенций. Всё большую популярность обретает онлайн-образование и другие интерактивные и мобильные формы. Всё чаще возникает необходимость разрабатывать не просто «нишевые» программы, а учебные курсы, ориентированные на интересы конкретных клиентов и решение их проблем и задач.

Подробнее

https://www.traditionrolex.com/19