Новости

14.10.2020

Узнаваемость брендов бизнес-школ на российском рынке бизнес-образования

В феврале-мае 2020 г. портал «МВА в Москве и России» (MBA.SU) провел ежегодный опрос выпускников бизнес-школ. Одним из вопросов анкеты значился вопрос, позволяющий оценить известность российских бизнес-школ их репутацию. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «В какой бизнес-школе, кроме собственной, Вы считали бы возможным получить МВА /Еxecutive МВА?» Вопрос был открытый, и назвать можно было только одну бизнес-школу. Таким образом, мы пытались не только определить высший уровень узнаваемости бренда или "top-of-mind", но и степень доверия к нему.

В опросе приняли участие 1260 выпускников программ MBA и Executive MBA из пятидесяти двух бизнес-школ из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Ростова на Дону, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Владивостока. Около половины (48%) участников опроса назвали себя топ-менеджерами; 25% - менеджерами среднего звена; 23% - владельцами бизнеса, остальные - линейными менеджерами.

Это исследование не претендует на абсолютную истину, и цифры здесь не столь принципиальны (отметим только, что известность брендов специализированных и региональных бизнес-школ предсказуемо ниже); более интересны соотношения между брендами.

Опрос проводился среди выпускников МВА, которые в силу обстоятельств, находятся в курсе темы обучения в бизнес-школе. Однако если соотнести полученные результаты с результатами опроса аудитории РБК (62,3% которой не учились в бизнес-школе) компанией "РБК Исследования рынков" (2019), можно обнаружить определенные параллели в восприятии брендов МШУ "Сколково" и крупнейших университетов. Хотя, в остальном "табель о рангах", естественно, другой, так как аудитория выпускников является более экспертной.

Общая ситуация за последние несколько лет не изменилась - многие бизнес-школы, по-прежнему, не видны из-под материнского зонтика. Лишь в половине случаев респонденты указали конкретные бизнес-школы (диаграмма). В отличие от западных университетских бизнес-школ, как правило, имеющих свои отчетливые и уважаемые бренды (а нередко и более весомые, чем бренд университета, например Open University Business School и Open University), в российской действительности большинство университетских администраций весьма сдержанно относится к попыткам своих бизнес-школ (факультетов) построить самостоятельный бренд, предпочитая укрепление бренда всего университета.



Тем самым, в восприятии людей стираются границы между высшим образованием для молодых студентов и бизнес-образованием для людей из бизнеса. Это, по нашему мнению, не идёт на пользу бизнес-школам, т.к. во многих случаях, воспоминания о степени практикоориентированности первого высшего образования не способствуют возвращению на тот же факультет (и зачастую - к тем же преподавателям), но уже на МВА. Справедливости ради надо отметить, что некоторые университетские бизнес-школы без особых собственных достижений (аккредитации, рейтинги, др.), сами используют бренд материнского университета в подкрепление собственного.

Пятую часть ответов составляют зонтичные бренды НИУ ВШЭ (10%) и РАНХиГС (11%). Это показатель того, что значительная часть даже такой продвинутой аудитории, как выпускники бизнес-школ, под мощными федеральными зонтичными брендами не различает, и не смогла указать ни одну конкретную бизнес-школу, работающую в этих материнских университетах. Для справки: в НИУ ВШЭ* и РАНХиГС - по девять бизнес-школ, в МГУ - шесть бизнес-школ; в РЭУ им. Плеханова – три бизнес-школы.

Опрос продемонстрировал лидерство независимых брендов, среди которых МШУ "Сколково" является самым упоминаемым брендом (таблица). Отметим что в первой пятерке, среди независимых бизнес-школ, третью позицию занимает государственный ИБДА РАНХиГС. Отметим также, что узнаваемость брендов ВШМ CПбГУ и ВШБ ГУУ по бизнес-образованию выше, чем у их материнских вузов.

Примечание: в пределах одинаковых значений школы расположены по алфавиту.



Ответы выпускников можно расценивать, как доверие к бизнес школе и ее бренду, положительную оценку качества ее работы и репутации. Респонденты, которые не смогли указать ни одну бизнес-школу, продемонстрировали, что при поступлении в бизнес-школы они не занимались анализом альтернатив.
Выпускники также отвечали на вопрос, показывающий их отношение к обучению в иностранных бизнес-школах: «При наличии достаточных средств выбрали бы Вы школу бизнеса за рубежом»?



В 2017 году на такой же вопрос утвердительно ответили 44%, отрицательно – 25%, затруднились с ответом 31%. Таким образом, за три года число выпускников, позитивно относящихся к обучению в зарубежных бизнес-школах существенно возросло. Реально оно еще выше, т.к. часть отрицательно ответивших респондентов не имеет такой возможности по другим причинам - семейным или занятостью на работе.

* Примечание: С 1 сентярбя 2020 г., по крайней мере, шесть узнаваемых на рынке бизнес-школ ВШЭ были объединены в одну - Высшую школу бизнеса НИУ ВШЭ.

Источник:  mba.su