Новости
ТОП-33 российских бизнес-школ. Народный рейтинг MBA.SU - 2024 (MBA.SU)
В этом году Народному рейтингу российских бизнес-школ исполняется 15 лет, а порталу «МВА в Москве и России» (mba.su), который является его организатором, - 20. В течение этих лет Народный рейтинг, непосредственно основанный на оценках выпускников, является одним из объективных индикаторов состояния отечественных флагманских программ бизнес-образования - программ МВА и Executive MBA. Именно они, как наиболее концептуальные и сложные, определяют лицо бизнес-школы.
Отечественное бизнес-образование вступило в очередную фазу своего развития, обусловленную кардинальными экономическими, политическими и технологическими изменениями последних лет. К долговременным основным трендам на дальнейшее повышение качества обучения на программах МВА, повышение их актуальности и практикоприменимости полученных знаний, добавились новые, связанные с вопросами цифровой трансформации и поисками новых образовательных партнеров на новых рынках. Продолжается сближение бизнес-школ с бизнесом, чей менеджмент все активнее участвует в процессе обучения в качестве преподавателей и экспертов. Продолжаются попытки интеграции наиболее «горячих» вопросов и проблем бизнеса в программы МВА, поиски наиболее эффективных форматов обучения.
Бизнес-образование - сложная система, включающая большое число факторов, отражающих всестороннюю деятельность бизнес-школы по организации учебного процесса на МВА, деятельность самого слушателя таких программ и эффективность группового окружения. Оценить влияние каждого из этих многочисленных факторов на результат обучения очень сложно. Можно считать число остепененных преподавателей в бизнес-школах, число написанных ими книг или проведенных исследований, число студентов из разных отраслей или подсчитывать, в каких из тех или иных списков топ-компаний работают выпускники (т. наз. «фактор Forbes») - все это имеет весьма опосредованное отношение к реальному качеству обучения на программах МВА и Executive MBA.
Поэтому в основу Народного рейтинга заложен бизнес-ориентированный подход, ставящий в главу угла удовлетворенность клиента обучением и его результатами, замеряемая с лагом в два-три года после окончания МВА, когда опыт обучения осознан и проанализирован ими в полной мере.
В опросе выпускников МВА и ЕМВА в 2024 году участвовали 1290 человек, проходивших обучение в 35 бизнес-школах из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска и Владивостока, которые представляют практически весь национальный рынок программ MBA и EMBA. В опросе участвовали выпускники программ MBA и Executive MBA, имеющих разную стоимость - от недорогих онлайн - до премиальных очных программ.
Коллективный портрет участника опроса
Социально-демографические характеристики опроса следующие. Две трети (77%) выпускников-участников опроса являются топ-менеджерами и владельцами бизнеса, 20% - руководители среднего звена управления и 3% - линейные менеджеры и специалисты. Возрастные группы опрошенных менеджеров: 25-29 лет (4%), 30-35 лет (19%), 36-40 лет (35%), 41-45 лет (28%), 46-50 лет (12%), свыше 50 лет (2%). Две трети (63%) выпускников-участников опроса составили мужчины, чуть больше трети - женщины.
Оценка эффективности обучения
Выпускников просили оценить эффективность своего обучения на МВА с точки зрения, соотнеся потраченное на обучение время, усилия и финансовые затраты с полученным результатом. «Менее, чем ожидалось» - так оценили эффективность обучения 3 процента опрошенных, «в целом эффективно» - 32%, «эффективно в высокой степени» - 63% , и одному проценту опрошенных обучение ничего не дало.
Эти цифры, конечно, отражают общую картину, и различаются для разных бизнес-школ. Например, для бизнес-школ из первой пятерки нашего рейтинга оценки эффективности следующие: «эффективно в высокой степени» - 65-75% ,«в целом эффективно» - 25-28%, «менее, чем ожидалось» - 0-2% и «ничего не дало» - 1%.
«Это было забавное путешествие, развитие со всех сторон»
Обычно бывает очень трудно односложно ответить на вопрос, что является главным результатом обучения на МВА. Как правило, этот результат многоплановый, не сводящийся к одному показателю. Знания и навыки, но только ли они? Вот, как выпускники МВА описывают результаты своего обучения:
- «знания, навыки, переосмысление бизнеса, благодаря обучению я решился и закрыл направление бизнеса, которое забирало много моего времени и не приносило дохода и запустил новое направление, которое приносит, на сегодняшний день в десятки раз больше прибыли, оно более перспективное и глобальное».
- «изменение взглядов на вещи в жизни, как в профессиональной области, так и в личной»
- «личная перезагрузка»
- «открыла бизнес»
- «очень мощный рост профессиональных знаний и навыков. На данный момент ищу новые проекты в консалтинге»
- «повышение своего личного статуса внутри компании»
- «трансформация мышления, структурирование имеющихся знаний и навыков, расширение кругозора, самопознание»
- «уверенность в себе и опыт английского»
- «укрепление навыков, новые знания, толчок и инструменты к росту оборота бизнеса»
- «в процессе обучения и благодаря ему я переехал из Екатеринбурга в Москву, поменял компанию и должность»
- «другой уровень мышления, выход на новые управленческие роли»
- «желание развиваться далее, не останавливаться на достигнутом»
- «мотивация на саморазвитие, смена вида деятельности»
- «огромная сеть профессиональных контактов»
- «работодатели охотнее рассматривают резюме за границей»
- «систематизация знаний, возможность общения с людьми»
- «уволился из компании и запустил свой бизнес»
- «это было забавное путешествие, развитие со всех сторон».
Как видно, вариантов бесчисленное количество. Если, тем не менее, обобщить то главное, что дало бизнес-образование, то результаты будут следующими:
Изменение в карьере после МВА
Один из основных показателей любых образовательных рейтингов - карьерный рост выпускника. И хотя он необязательно должен повышаться во всех случаях (например, у слушателя-собственника бизнеса его нет), на него всегда ориентируются, когда речь заходит о качестве обучения на МВА.
Как видно из диаграммы, половина менеджеров среднего звена повышает свой должностной статус, переходя на следующую ступень карьерной лестницы и становясь менеджерами высшего звена, или даже переходя в категорию собственников бизнеса. Число последних растет за счет перетока из всех категорий наёмных менеджеров.
Рост дохода после МВА
Почти три четверти выпускников сообщили о росте своего дохода в течение двух лет после окончания МВА и ЕМВА. Вместе с этим, опрос показал, что у каждого пятого-шестого выпускника рост дохода отсутствовал.
Однако было бы ошибкой рассматривать этот факт, как приговор МВА – рост дохода может проявиться и позже. Кроме того, на статистику влияет массовый переход наемных менеджеров в собственники бизнеса, который на старте чаще всего не приносит прибыли.
Средние значения роста дохода выпускников МВА 2021-2022 годов чаще всего находятся в пределах 40-60 процентов, в то время как медианные значения роста дохода в полтора-два раза ниже. Это - свидетельство разного успеха выпускников; в любой группе всегда найдется несколько человек, которым удалось увеличить свой доход на 150-250 или даже 400 процентов на фоне более скромных достижений остальных.
Высокий процент рекомендаций
Значительное число бизнес-школы публикует высокие цифры рекомендаций к обучению от своих выпускников - до 90 процентов и выше. Скептики объясняют такие цифры рекламным ходом, желанием привлечь новых студентов, и напоминают, что за «друга» полагаются скидки по оплате обучения, доходящие до 10 процентов. Тем не менее, у хороших бизнес-школ действительно высокий процент рекомендаций. Наш опрос дает следующие цифры: обязательно порекомендуют свою бизнес-школу друзьям и коллегам 70,1 процента выпускников, с 75-процентной вероятностью порекомендуют 20,6 процента выпускников, с 50-процентной вероятностью порекомендуют - 6,1 процента выпускников, и с 25-процентной вероятностью порекомендуют свою бизнес-школу 3,2 процента выпускников.
XV Народный рейтинг российских бизнес-школ - 2024
Примечание: В рейтинге учитываются оценки выпускников программ MBA и Executive MBA независимо от формы обучения (очно-заочный, модульный, смешанный/ blended, дистанционный и др.). Поэтому все возможные интерпретации результатов будут заведомо некорректны.
МЕСТО 2024 |
БИЗНЕС-ШКОЛА |
Сумма баллов |
Удовлетворенность обучением, балл |
МЕСТО 2023 |
||||
рост дохода (max10) |
карьер- ный рост (max10) |
полез- ность связей (max 3,3) |
личное и профес- сиональ- ное развитие (max 6,7) |
влияние обучения на развитие бизнеса (max 10) |
||||
1 |
Московская школа управления "Сколково" | 31,63 | 5,76 | 8,61 | 2,79 | 6,43 | 8,04 | 1 |
Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) |
31,22 | 6,45 | 8,14 | 2,65 | 6,19 | 7,79 | 1 | |
Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург) | 31,14 | 6,17 | 7,93 | 2,64 | 6,44 | 7,96 | 1 | |
Высшая школа бизнеса НИУ «Высшая школа экономики» |
30,70 | 6,32 | 7,83 | 2,64 | 6,35 | 7,56 | 2 | |
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) | 30,44 | 6,42 | 8,03 | 2,78 | 6,17 | 7,04 | 1 | |
Центр международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС |
30,36 | 6,04 | 7,98 | 2,79 | 6,37 | 7,18 | 1 | |
2 |
Высшая школа бизнеса Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова |
29,14 |
6,15 |
7,38 |
2,53 |
6,00 |
7,08 |
- |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС |
28,90 | 5,87 | 7,43 | 2,75 | 5,76 | 7,09 | 2 | |
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС | 28,81 | 5,71 | 7,39 | 2,49 | 6,15 | 7,07 | 2 | |
Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань) |
28,67 |
5,78 | 7,48 | 2,54 | 6,01 | 6,86 | 2 | |
Школа IT-менеджмента Института ЭМИТ РАНХиГС | 28,57 | 5,72 | 6,50 | 2,42 | 6,07 | 7,86 | 2 | |
3 | Бизнес-школа Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина (Екатеринбург) | 27,73 | 5,64 | 7,43 | 2,56 | 6,16 | 5,94 | 3 |
Бизнес-школа АМИ (Санкт-Петербург) | 27,69 | 4,68 | 7,53 | 2,40 | 6,40 | 6,68 | 3 | |
Высшая школа бизнеса и технологий Государственного университета управления | 27,68 | 5,86 | 6,58 | 2,56 | 6,10 | 6,58 | 2 | |
4 |
Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ |
27,04 |
6,27 | 5,76 | 2,68 | 5,88 | 6,50 | 5 |
Банковский институт НИУ ВШЭ | 5,38 | 6,77 | 2,41 | 5,98 | 6,50 | 5 | ||
Плехановская школа бизнеса «Интеграл» Российского Экономического университета им. Г.В. Плеханова | 26,92 | 5,23 | 6,69 | 2,21 | 6,29 | 6,45 | 4 | |
Академия управления Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета | 26,87 | 4,97 | 6,17 | 2,57 | 5,96 | 7,20 | 4 | |
Школа бизнеса и международных компетенций Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России | 26,85 | 5,45 | 6,56 | 2,52 | 6,16 | 6,16 | 3 | |
Институт государственной службы и управления РАНХиГС | 5,22 | 6,61 | 2,27 | 6,28 | 6,47 | 4 | ||
Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета | 26,81 | 4,89 | 6,70 | 2,60 | 6,28 | 6,34 | 5 | |
Экономический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова | 26,61 | 5,39 | 7,25 | 2,12 | 6,03 | 5,82 | 3 | |
5 |
Институт отраслевого менеджмента Президентской академии (РАНХиГС) |
25,98 |
5,57 |
7,20 |
2,48 |
6,32 |
4,41 |
- |
Школа бизнеса "Синергия" |
25,94 |
4,56 |
7,55 |
2,14 |
6,01 |
5,68 |
- |
|
Факультет международного бизнеса Всероссийской академии внешней торговли | 25,84 | 5,09 | 7,00 | 2,22 | 6,15 | 5,38 | 7 | |
Факультет финансов и банковского дела Президентской академии (РАНХиГС) | 25,70 | 4,71 | 6,94 | 2,29 | 5,83 | 5,93 | - | |
6 |
Русская школа управления |
25,03 |
4,16 | 6,50 | 2,18 | 6,03 | 6,16 | 6 |
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова (Санкт-Петербург) | 24,98 | 4,52 | 6,81 | 2,25 | 6,03 | 5,37 | 5 | |
Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления (Новосибирск) | 24,73 | 4,45 | 6,81 | 2,48 | 5,74 | 5,25 | 6 | |
7 |
Высшая школа международного бизнеса Самарского университета им. С.П.Королева (Самара) | 24,05 | 4,71 | 5,92 | 2,52 | 5,57 | 5,33 | 7 |
Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета Дружбы народов им. П.Лумумбы |
23,82 |
5,00 | 6,29 | 2,12 | 5,74 | 4,67 | - | |
City Business School | 23,54 | 4,58 | 6,87 | 1,79 | 5,71 | 4,79 | 7 | |
8 | Moscow Business School | 21,77 | 4,20 | 5,53 | 1,61 | 5,72 |
4,71 |
- |
Методика расчета
Участниками рейтинга стали бизнес-школы, работающие на российском рынке бизнес-образования, ведущие обучение по программам МВА/ Executive MBA.
Основной целью исследования является оценка удовлетворенности выпускников обучением (программы МВА и Executive MBA) по следующим критериям:
Критерии оценки:
- рост дохода в течение двух–трех лет после окончания обучения
- карьерный рост после получения степени МВА/EMBA
- уровень деловых связей, приобретенных в бизнес-школе
- уровень личного и профессионального развития
- влияние обучения на развитие бизнеса.
Весовые коэффициенты (степень влияния на итоговую оценку школы):
- рост дохода и карьерный рост — 1,0
- личное и профессиональное развитие — 0,67
- деловые связи — 0,33
- влияние обучения на развитие бизнеса: 1,0 для топ-менеджмента и собственников бизнеса; 0,4 – для менеджмента среднего звена; 0,2 – для линейных менеджеров
Такое распределение весов связано с уровнями приоритетности целей поступающих в бизнес-¬школы и последующего влияния критерия на результат от обучения, а также степенью влияния менеджеров разных уровней на бизнес-результат.
Итоговый балл для каждой школы рассчитывался по формуле:
где:
R – оценка роста дохода
С – оценка карьерного роста (для наёмных менеджеров)
F – оценка личного и профессионального развития
В – оценка деловых связей
DT – оценка влияния обучения на развитие бизнеса топ-менеджеров
DM – оценка влияния обучения на развитие бизнеса менеджеров среднего звена
DL – оценка влияния обучения на развитие бизнеса линейных менеджеров
N – количество анкет
Источник: mba.su