https://www.traditionrolex.com/19

Новости

17.09.2024

ТОП-33 российских бизнес-школ. Народный рейтинг MBA.SU - 2024 (MBA.SU)

В этом году Народному рейтингу российских бизнес-школ исполняется 15 лет, а порталу «МВА в Москве и России» (mba.su), который является его организатором, - 20. В течение этих лет Народный рейтинг, непосредственно основанный на оценках выпускников, является одним из объективных индикаторов состояния отечественных флагманских программ бизнес-образования - программ МВА и Executive MBA. Именно они, как наиболее концептуальные и сложные, определяют лицо бизнес-школы.

Отечественное бизнес-образование вступило в очередную фазу своего развития, обусловленную кардинальными экономическими, политическими и технологическими изменениями последних лет. К долговременным основным трендам на дальнейшее повышение качества обучения на программах МВА, повышение их актуальности и практикоприменимости полученных знаний, добавились новые, связанные с вопросами цифровой трансформации и поисками новых образовательных партнеров на новых рынках. Продолжается сближение бизнес-школ с бизнесом, чей менеджмент все активнее участвует в процессе обучения в качестве преподавателей и экспертов. Продолжаются попытки интеграции наиболее «горячих» вопросов и проблем бизнеса в программы МВА,  поиски наиболее эффективных форматов обучения.

Бизнес-образование - сложная система, включающая большое число факторов, отражающих всестороннюю деятельность бизнес-школы по организации учебного процесса на МВА, деятельность самого слушателя таких программ и эффективность группового окружения. Оценить влияние каждого из этих многочисленных факторов на результат обучения очень сложно. Можно считать число остепененных преподавателей в бизнес-школах, число написанных ими книг или проведенных исследований, число студентов из разных отраслей или подсчитывать, в каких из тех или иных списков топ-компаний работают выпускники (т. наз. «фактор Forbes») - все это имеет весьма опосредованное отношение к реальному качеству обучения на программах МВА и Executive MBA.

Поэтому в основу Народного рейтинга заложен бизнес-ориентированный подход, ставящий в главу угла удовлетворенность клиента обучением и его результатами, замеряемая с лагом в два-три года после окончания МВА, когда опыт обучения осознан и проанализирован ими в полной мере.

В опросе выпускников МВА и ЕМВА в 2024 году участвовали 1290 человек, проходивших обучение в 35 бизнес-школах из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска и Владивостока, которые представляют практически весь национальный рынок программ MBA и EMBA. В опросе участвовали выпускники программ MBA и Executive MBA, имеющих разную стоимость - от недорогих онлайн - до премиальных очных программ.

Коллективный портрет участника опроса

Социально-демографические характеристики опроса следующие. Две трети (77%) выпускников-участников опроса являются топ-менеджерами и владельцами бизнеса, 20% - руководители среднего звена управления и 3% - линейные менеджеры и специалисты. Возрастные группы опрошенных менеджеров: 25-29 лет (4%), 30-35 лет (19%), 36-40 лет (35%), 41-45 лет (28%), 46-50 лет (12%), свыше 50 лет (2%). Две трети (63%) выпускников-участников опроса составили мужчины, чуть больше трети - женщины.

Оценка эффективности обучения

Выпускников просили оценить эффективность своего обучения на МВА с точки зрения, соотнеся потраченное на обучение время, усилия и финансовые затраты с полученным результатом. «Менее, чем ожидалось» - так оценили эффективность обучения 3 процента опрошенных, «в целом эффективно» - 32%, «эффективно в высокой степени» - 63% , и одному проценту опрошенных обучение ничего не дало.

Эти цифры, конечно, отражают общую картину, и различаются для разных бизнес-школ. Например, для бизнес-школ из первой пятерки нашего рейтинга оценки эффективности следующие: «эффективно в высокой степени» - 65-75% ,«в целом эффективно» - 25-28%, «менее, чем ожидалось» - 0-2% и «ничего не дало» - 1%.

«Это было забавное путешествие, развитие со всех сторон»

Обычно бывает очень трудно односложно ответить на вопрос, что является главным результатом обучения на МВА. Как правило, этот результат многоплановый, не сводящийся к одному показателю. Знания и навыки, но только ли они? Вот, как выпускники МВА описывают результаты своего обучения:

  • «знания, навыки, переосмысление бизнеса, благодаря обучению я решился и закрыл направление бизнеса, которое забирало много моего времени и не приносило дохода и запустил новое направление, которое приносит, на сегодняшний день в десятки раз больше прибыли, оно более перспективное и глобальное».
  •  «изменение взглядов на вещи в жизни, как в профессиональной области, так и в личной»
  •  «личная перезагрузка»
  • «открыла бизнес»
  • «очень мощный рост профессиональных знаний и навыков. На данный момент ищу новые проекты в консалтинге»
  • «повышение своего личного статуса внутри компании»
  •  «трансформация мышления, структурирование имеющихся знаний и навыков, расширение кругозора, самопознание»
  • «уверенность в себе и опыт английского»
  • «укрепление навыков, новые знания, толчок и инструменты к росту оборота бизнеса»
  • «в процессе обучения и благодаря ему я переехал из Екатеринбурга в Москву, поменял компанию и должность»
  • «другой уровень мышления, выход на новые управленческие роли»
  • «желание развиваться далее, не останавливаться на достигнутом»
  • «мотивация на саморазвитие, смена вида деятельности»
  • «огромная сеть профессиональных контактов»
  • «работодатели охотнее рассматривают резюме за границей»
  • «систематизация знаний, возможность общения с людьми»
  • «уволился из компании и запустил свой бизнес»
  • «это было забавное путешествие, развитие со всех сторон».

Как видно, вариантов бесчисленное количество. Если, тем не менее, обобщить то главное, что дало бизнес-образование, то результаты будут следующими:


Изменение в карьере после МВА

Один из основных показателей любых образовательных рейтингов - карьерный рост выпускника. И хотя он необязательно должен повышаться во всех случаях (например, у слушателя-собственника бизнеса его нет), на него всегда ориентируются, когда речь заходит о качестве обучения на МВА.


Как видно из диаграммы, половина менеджеров среднего звена повышает свой должностной статус, переходя на следующую ступень карьерной лестницы и становясь менеджерами высшего звена, или даже переходя в категорию собственников бизнеса. Число последних растет за счет перетока из всех категорий наёмных менеджеров.

Рост дохода после МВА

Почти три четверти выпускников сообщили о росте своего дохода в течение двух лет после окончания МВА и ЕМВА. Вместе с этим, опрос показал, что у каждого пятого-шестого выпускника рост дохода отсутствовал.


Однако было бы ошибкой рассматривать этот факт, как приговор МВА – рост дохода может проявиться и позже. Кроме того, на статистику влияет массовый переход наемных менеджеров в собственники бизнеса, который на старте чаще всего не приносит прибыли.

Средние значения роста дохода выпускников МВА 2021-2022 годов чаще всего находятся в пределах 40-60 процентов, в то время как медианные значения роста дохода в полтора-два раза ниже. Это - свидетельство разного успеха выпускников; в любой группе всегда найдется несколько человек, которым удалось увеличить свой доход на 150-250 или даже 400 процентов на фоне более скромных достижений остальных.

Высокий процент рекомендаций

Значительное число бизнес-школы публикует высокие цифры рекомендаций к обучению от своих выпускников - до 90 процентов и выше. Скептики объясняют такие цифры рекламным ходом, желанием привлечь новых студентов, и напоминают, что за «друга» полагаются скидки по оплате обучения, доходящие до 10 процентов. Тем не менее, у хороших бизнес-школ действительно высокий процент рекомендаций. Наш опрос дает следующие цифры: обязательно порекомендуют свою бизнес-школу друзьям и коллегам 70,1 процента выпускников, с 75-процентной вероятностью порекомендуют 20,6 процента выпускников, с 50-процентной вероятностью порекомендуют - 6,1 процента выпускников, и с 25-процентной вероятностью порекомендуют свою бизнес-школу 3,2 процента выпускников.

XV Народный рейтинг российских бизнес-школ - 2024

Примечание: В рейтинге учитываются оценки выпускников программ MBA и Executive MBA независимо от формы обучения (очно-заочный, модульный, смешанный/ blended, дистанционный и др.). Поэтому все возможные интерпретации результатов будут заведомо некорректны.

МЕСТО
2024
БИЗНЕС-ШКОЛА
Сумма баллов
Удовлетворенность обучением,
балл
МЕСТО
2023
рост
дохода
(max10)
карьер-
ный
рост
(max10)
полез-
ность
связей
(max 3,3)

личное
и профес-
сиональ-
ное
развитие
(max 6,7)
влияние обучения
на развитие бизнеса
(max 10)

1
Московская школа управления "Сколково" 31,63 5,76 8,61 2,79 6,43 8,04 1
Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
31,22 6,45 8,14 2,65 6,19 7,79 1
Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург) 31,14 6,17 7,93 2,64 6,44 7,96 1
Высшая школа бизнеса НИУ «Высшая школа экономики»
30,70 6,32 7,83 2,64 6,35 7,56 2
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) 30,44 6,42 8,03 2,78 6,17 7,04 1
Центр международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС
30,36 6,04 7,98 2,79 6,37 7,18 1

2
Высшая школа бизнеса Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова
29,14
6,15
7,38
2,53
6,00
7,08
-
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС
28,90 5,87 7,43 2,75 5,76 7,09 2
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС 28,81 5,71 7,39 2,49 6,15 7,07 2
Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань) 28,67
5,78 7,48 2,54 6,01 6,86 2
Школа IT-менеджмента Института ЭМИТ РАНХиГС 28,57 5,72 6,50 2,42 6,07 7,86 2
3 Бизнес-школа Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина (Екатеринбург) 27,73 5,64 7,43 2,56 6,16 5,94 3
Бизнес-школа АМИ (Санкт-Петербург) 27,69 4,68 7,53 2,40 6,40 6,68 3
Высшая школа бизнеса и технологий Государственного университета управления 27,68 5,86 6,58 2,56 6,10 6,58 2


4
Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ 27,04
6,27 5,76 2,68 5,88 6,50 5
Банковский институт НИУ ВШЭ 5,38 6,77 2,41 5,98 6,50 5
Плехановская школа бизнеса «Интеграл» Российского Экономического университета им. Г.В. Плеханова 26,92 5,23 6,69 2,21 6,29 6,45 4
Академия управления Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета 26,87 4,97 6,17 2,57 5,96 7,20 4
Школа бизнеса и международных компетенций Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России 26,85 5,45 6,56 2,52 6,16 6,16 3
Институт государственной службы и управления РАНХиГС 5,22 6,61 2,27 6,28 6,47 4
Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета 26,81 4,89 6,70 2,60 6,28 6,34 5
Экономический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова 26,61 5,39 7,25 2,12 6,03 5,82 3
5 Институт отраслевого менеджмента Президентской академии (РАНХиГС)
25,98
5,57
7,20
2,48
6,32
4,41
-
Школа бизнеса "Синергия"
25,94
4,56
7,55
2,14
6,01
5,68
-
Факультет международного бизнеса Всероссийской академии внешней торговли 25,84 5,09 7,00 2,22 6,15 5,38 7
Факультет финансов и банковского дела Президентской академии (РАНХиГС) 25,70 4,71 6,94 2,29 5,83 5,93 -


6
Русская школа управления 25,03
4,16 6,50 2,18 6,03 6,16 6
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова (Санкт-Петербург) 24,98 4,52 6,81 2,25 6,03 5,37 5
Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления (Новосибирск) 24,73 4,45 6,81 2,48 5,74 5,25 6

7
Высшая школа международного бизнеса Самарского университета им. С.П.Королева (Самара) 24,05 4,71 5,92 2,52 5,57 5,33 7
Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета Дружбы народов им. П.Лумумбы
23,82
5,00 6,29 2,12 5,74 4,67 -
City Business School 23,54 4,58 6,87 1,79 5,71 4,79 7
8 Moscow Business School 21,77 4,20 5,53 1,61 5,72 4,71
-

Методика расчета

Участниками рейтинга стали бизнес-школы, работающие на российском рынке бизнес-образования, ведущие обучение по программам МВА/ Executive MBA.
Основной целью исследования является оценка удовлетворенности выпускников обучением (программы МВА и Executive MBA) по следующим критериям:

Критерии оценки:

  1.  рост дохода в течение двух–трех лет после окончания обучения
  2.  карьерный рост после получения степени МВА/EMBA
  3.  уровень деловых связей, приобретенных в бизнес-школе
  4.  уровень личного и профессионального развития
  5.  влияние обучения на развитие бизнеса.

Весовые коэффициенты (степень влияния на итоговую оценку школы):

  • рост дохода и карьерный рост — 1,0
  • личное и профессиональное развитие — 0,67
  • деловые связи — 0,33
  • влияние обучения на развитие бизнеса: 1,0 для топ-менеджмента и собственников бизнеса; 0,4 – для менеджмента среднего звена; 0,2 – для линейных менеджеров

Такое распределение весов связано с уровнями приоритетности целей поступающих в бизнес-¬школы и последующего влияния критерия на результат от обучения, а также степенью влияния менеджеров разных уровней на бизнес-результат.

Итоговый балл для каждой школы рассчитывался по формуле:


где:

R – оценка роста дохода

С – оценка карьерного роста (для наёмных менеджеров)

F – оценка личного и профессионального развития

В – оценка деловых связей

DT – оценка влияния обучения на развитие бизнеса топ-менеджеров

DM – оценка влияния обучения на развитие бизнеса менеджеров среднего звена

DL – оценка влияния обучения на развитие бизнеса линейных менеджеров

N – количество анкет


Источник: mba.su

https://www.traditionrolex.com/19