Новости
Российский МВА-2022: развитие, карьера и рост доходов выпускников (MBA.SU)
Программа МВА (Master of Business Administration) отметила весной этого года 120 лет и, несмотря на все прошедшие с той поры технические и технологические революции, мировые кризисы, рождение новых видов бизнеса и угасание старых, по-прежнему является источником творческой мысли и практических решений для менеджеров и бизнесменов во всем мире.
Социальные трансформации последних лет, связанные с пандемией, развитием мировых рынков, ростом цифровых технологий, заставили российские бизнес-школы внести существенные изменения в содержание программ МВА и Executive MBA, так и в способы их доставки. Судя по обнадеживающим результатам весеннего набора на МВА у ведущих бизнес-школ, флагманские программы бизнес-образования - МВА и Executive MBA - не потеряли своей значимости в глазах российских управленцев.
Сегодня на российском рынке насчитывается около 60 бизнес-школ (университетские и независимые), основная доля (свыше 90 процентов) слушателей и выпускников МВА падает на бизнес-школы обеих столиц. Выделим тренды в развитии программ МВА и Executive MBA в России за последний год.
Дистант и его роль в бизнес-образовании. Распространение пандемии поначалу дало шанс дистанционному обучению (часто называемому онлайн-обучением) заявить о себе, как о безальтернативном формате обучения бизнесу и менеджменту. Однако с окончанием острой фазы пандемии стало ясно, что использование дистанционных форм обучения в учебном процессе на МВА имеет хоть и важную, но все же вспомогательную роль, а будущее - за смешанным обучением, использующим в дополнение к очному любые доступные технические усовершенствования (симуляторы, VR, стриминг и т.д.)
Цифровизация и цифровая трансформация. Усложнение бизнеса, повышение уровня проникновения систем CRM, ERP для оптимизации бизнес-процессов, подталкивают крупные бизнес-школы к расширению линейки своих программ МВА в сторону программ с акцентом на цифровизацию и цифровую трансформацию. Рост числа мусорных программ.
"Мусорные МВА" - программы, которые ни по содержанию, ни по длительности, ни по стоимости, не соответствуют стандартам принятым на рынке МВА, с развитием онлайн-платформ получили широкое распространение. Отечественный рынок бизнес-образования заполнен большим числом «суррогатов», часть из которых имитирует программы МВА, что дезориентирует значительную часть молодых менеджеров «цифрового поколения», привыкших получать знания дистанционно.
Аккредитации. Хотя аккредитация программ (и бизнес-школы в целом), как процедура подтверждения качества и соответствия признанным стандартам, является добровольной, ответственные бизнес-школы считают своим долгом ее пройти. Четверть российских бизнес-школ имеют программы МВА, аккредитованные ведущими мировыми ассоциации АМВА International, AACSB, EFMD, которые в настоящий момент приостановили аккредитационные процессы. В этих условиях возрастает значение национальной аккредитации НАСДОБР, которую уже имеют 10 процентов программ МВА. На фоне множества программ разного и не всегда добротного качества, заявляемых как «МВА», доля аккредитованных программ МВА пока невелика, хотя если принимать во внимание число их слушателей - довольно значительна.
Эти и другие тенденции, а также динамику развития российского рынка программ MBA и EMBA отслеживает портал «МВА в Москве и России» (MBA.SU), который свыше двенадцати лет проводит ежегодные опросы выпускников бизнес-школ. Данные опросов выпускников используются MBA.SU для составления Народного рейтинга бизнес-школ. Этот рейтинг, публикуемый российскими деловыми СМИ, оценивает степень удовлетворенности выпускников программами MBA и EMBA по четырем показателям: рост дохода через два-четыре года после окончания учебы, карьерный рост, деловые связи, а также личностное и профессиональное развитие.
В последнем опросе MBA.SU, который проводился онлайн в период с февраля по май 2022 года, приняли участие 1400 выпускников MBA и EMBA. В бизнес-образовании принято оценивать результат обучения на МВА (доход и карьера) через несколько лет после окончания бизнес-школы, поэтому были опрошены выпускники завершившие свои программы в период с 2018 по 2020 год. Выпускники представляли 44 бизнес-школы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Ростова-на=Дону, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока. Вместе эти участники представляли около 96 процентов текущего национального рынка программ MBA и EMBA в России, что даёт четкое представление о текущем состоянии рынка. Почти половину респондентов (49 процентов) составили топ-менеджеры и владельцы бизнеса.
Ценность MBA для современных слушателей
Для большинства респондентов (83%) основным результатом обучения на MBA /EMBA является получение новых знаний и навыков, необходимых для достижения успеха на рабочем месте. Другими основными результатами названы: установление деловых связей (60 %), рост доходов наемного менеджера и новый взгляд на собственный бизнес/ направление деятельности - по 39 %, карьерный рост - 35 %.
Интересно , что в ходе последнего опроса многие респонденты отмечали, что большинство преимуществ взаимосвязаны - знания и навыки ведения эффективного бизнеса приводят к повышению дохода и карьерному росту, знания и деловые связи - к новым бизнес-проектам и т.п.
Независимо от уровня полученного дохода через 2-4 года после обучения, 85%выпускников оценивают эффективность обучения с точки зрения соответствия достигнутых результатов временным и финансовых затратам на отлично; 9 % - как хорошую, 4 % - как удовлетворительную, и 2 процента% респондентов остались неудовлетворены. Это говорит о высокой удовлетворённости результатами обучения выпускниками MBA.
Увеличение дохода, карьерный рост и другие результаты после обучения на МВА
По итогам опроса выпускников программ MBA / EMBA средний рост доходов составляет 78 % (медианное значение - 50 процентов). По сравнению с опросом прошлого года средний доход выпускника через 2-4 года после окончания бизнес-школы увеличился на 56 %. Почти вдвое (31 %) выросло число тех, кто увеличил свой доход от 100 до 500 % и выше.
Традиционно высок разрыв между выпускниками, имеющими средний уровень роста доходов (30-50 процентов), и теми, кто имеет высокий уровень (100-500%). На это влияют не только качество программы и тщательность отбора потенциальных слушателей, но и материальный, карьерный уровень слушателей программ. Чем больше слушатель платит за обучение, тем выше у него потенциальный рост доходов.
Выпускники самых дорогих программ МВА (МШУ «Сколково» - 4,8 млн. руб., Высшая школа бизнеса ВШЭ - 1,3 млн. руб., Высшая школа менеджмента СПбГУ - 1,3 млн.руб., Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС - 1,297 млн. руб.) могут рассчитывать на более высокий рост доходов, чем у выпускников программ MBA стоимостью 300 тыс. рублей.
Большинство выпускников МВА решило получать бизнес-образование, работая напозициях менеджеров среднего (36%) и высшего звена (32%). Оставшуюся треть составляли владельцы бизнеса (17%), а также линейные менеджеры и специалисты (14 %).
После обучения на МВА доля менеджеров среднего звена сократилась на 47 %, доля линейных менеджеров - на 75 %. В это же время число менеджеров высшего звена выросло на 54 %, а число владельцев бизнеса увеличилось на 55 %.
Карьерные траектории внутри каждой категории менеджеров показывают общий тренд на неуклонный карьерный рост и увеличение дохода после завершения обучения на МВА.
Подавляющее большинство выпускников российских бизнес-школ фиксируют рост доходов после получения степени MBA или EMBA не менее чем на 40 %.
Подавляющее большинство (87 % вчерашних выпускников говорит, что они довольны ростом своих доходов. Наименьший результат получили линейные менеджеры и специалисты, которым не удалось развить свою карьеру после окончания МВА. (см. таблицу 1.) Одно из возможных объяснений этого состоит в том, что они не были в достаточной степени подготовлены к обучению на программе МВА, либо не смогли реализовать свои амбиции в своих текущих позициях.
Таблица 1. Удовлетворенность ростом дохода после обучения на МВА/EMBA
ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОХОДА |
Владельцы бизнеса,% |
Менеджеры высшего звена, % |
Менеджеры среднего звена, % |
Линейные менеджеры/ специалисты, % |
Отлично (существенно превосходит ожидания) | 43 | 40 | 28 | 20 |
Отлично (превосходит ожидания) | 14 | 20 | 11 | 15 |
Отлично | 17 | 15 | 17 | 10 |
Хорошо |
17 | 17 | 26 | 29 |
Удовлетворительно | 7 | 6 | 10 | 11 |
Неудовлетворительно | 2 | 2 | 8 | 15 |
Рост дохода в мире традиционно считается основным показателем успешности обучения в бизнес-школе, однако значительная доля респондентов обращает внимание на нематериальные достижения: новый взгляд на собственный бизнес/ направление деятельности выход на новый уровень самореализации, пересмотр концепции своего развития, расширение границ своего мышления, появление драйва в жизни и бизнесе.
Карьерный рост после обучения на МВА
Свыше восьмидесяти процентов выпускников МВА говорят, что довольны своим карьерным ростом. Из них 47 процентов оценивают свой рост как отличный, 30 % как хороший и 11 % как удовлетворительный.
В наибольшей степени карьерным ростом удовлетворены менеджеры высшего звена (97 %, из них почти 80 % оценивают его как отличный), у которых он, в большинстве случаев, сопровождается ростом дохода. Чуть ниже (90 %) этот показатель у менеджеров среднего звена и линейных менеджеров.
Таблица 2. Удовлетворенность карьерным ростом после обучения на МВА/EMBA
ОЦЕНКИ КАРЬЕРНОГО РОСТА |
Менеджеры высшего звена, % |
Менеджеры среднего звена, % |
Линейные менеджеры/ специалисты, % |
Отлично (существенно превосходит ожидания) | 39 | 29 | 20 |
Отлично (превосходит ожидания) | 18 | 14 | 17 |
Отлично | 22 | 15 | 13 |
Хорошо |
11 | 23 | 25 |
Удовлетворительно | 7 | 9 | 15 |
Неудовлетворительно | 3 | 10 | 10 |
В значительной степени высокая степень удовлетворенности объяснима количеством dыпускников, перешедших на более высокие карьерные позиции, от линейных менеджеров или менеджеров среднего звена к топ-менеджерам или владельцам бизнеса. Двадцать процентов менеджеров высшего звена и шесть процентов менеджеров среднего звена указали, что открыли собственный бизнес после окончания учебы.
Деловые и профессиональные связи
Респонденты сообщают, что их деловые связи представляют собой долгосрочный ресурс, который, как они ожидают, предоставит им новые возможности карьерного роста, деловые перспективы и возможности развития бизнеса. Восемьдесят два процента выпускников МВА и EMBA считают эти связи хорошими и отличными, еще 11 % оценивают их как удовлетворительные.
Личностное и профессиональное развитие
Практически все респонденты - 99 % удовлетворены курсами блока soft-skills в программах МВА и Executive MBA, а 89 процентов из них - очень довольны. Используя приобретенные знания и компетенции,
выпускники переходят к практике дальнейшего регулярного обучения (long life learning), и постоянное саморазвитие становится характерной чертой тех, кто получил бизнесобразование.
Долгосрочные преимущества МВА
Результаты исследования MBA.SU подтверждают, насколько бизнес-образование высшего уровня - программы МВА и Executive MBA - способно улучшить карьеру менеджера и получить преимущества в бизнесе за счет его правильной и эффективной организации.
Кроме того, как показывает опрос, обучение на MBA и EMBA приносят своим выпускникам серьезные и долгосрочные преимущества. Это: компетенции и навыки, необходимые для достижения успеха в бизнесе, деловые и дружеские связи, перезапуск процессов саморазвития и самосовершенствования личности. Выпускники, удовлетворенные своим образованием, добившиеся более высоких результатов в
управлении компанией, сумевшие придать новое дыхание своему бизнесу, с большей вероятностью еще не раз вернутся в альма-матер в течение своей карьеры.
Исследования MBA.SU подтверждают известный в мире факт - инвестиции в собственное бизнес-образование являются наиболее надежными и результативными, поскольку прямо влияют на рост личной капитализации менеджера и предпринимателя, приносят слушателям МВА дивиденды, не подверженные инфляции: рост дохода, карьерное развитие, новые деловые связи.
Источник: mba.su