Новости
О рейтинге Edunivesal и не только
На днях портал mba.su опубликовал материал «Итоги Eduniversal-2023. Есть ли причина для гордости?» об итогах рейтинга Edunivesal, в котором, в частности, было приведено мнение президента Бизнес-школы ИМИСП Сергея Мордовина об этом рейтинге. Тему продолжает президент РАБО, заместитель Председателя Президиума НАСДОБР Сергей Мясоедов.
«Моя позиция в отношении рейтинга Edunivesal абсолютно совпадает с позицией профессора Мордовина С. К. Отмечу, что последние 6 или 7 лет РАНХиГС не участвует в голосованиях и не посылает в Edunivesal каких-либо материалов, не упоминает об этом рейтинге в пресс-релизах и на сайте. Поскольку у этого рейтинга, к сожалению, нет внятной методологии и транспарентности. Понять кто, как и за что присуждает те или иные места совершенно невозможно. Обращу внимание, что методологические подходы, заявленные рейтинговой командой Edunivesal, ею же и нарушаются.
Даже по приведенному списку российских бизнес-школ становится очевидным, что учет аккредитаций AACSB, EFMD и AMBA, рейтинга «Financial Times», как первый критерий отбора, в ряде случаев не принимался во внимание вообще. У ряда присутствующих в списке российских бизнес-школ и у большинства обозначенных в рейтинге нероссийских бизнес-школ, аккредитаций «Тройной короны» нет вообще. А в списках рэнкингов «Financial Times» они не участвовали никогда.
Обращает на себя внимание, что Российская национальная независимая аккредитация программ МВА, вот уже десятилетие реализуемая экспертами
НАСДОБР, авторам рейтинга Edunivesal, похоже, вообще не известна. Между тем, на официальном сайте РАБО можно посмотреть важный документ, подписанный полномочными представителями AACSB, EFMD, AMBA, CEEMAN, ASFOR за несколько лет до пандемии коронавируса, где говорится о том, что эти Ассоциации не просто знают о существовании российской аккредитации программ МВА, проводимой НАСДОБР, но и признают ее методологию и подходы к оценке качества. Что фактически позволяет поставить аккредитацию НАСДОБР в один ряд с другими международно признанными аккредитациями.
Еще более неясным и непрозрачным является методика «голосования деканов 1000 бизнес школ». Сколько людей участвует в этой процедуре и насколько их мнение является экспертным, наконец, насколько в голосовании вообще участвует сотни, а не десятки деканов, никто кроме организаторов не знает.
Вся аккредитация и процедура награждения бизнес-школ скорее напоминают процедуру международного концертного шоу в духе «эдютейнмент», проводимого в хороших гостиницах, сопровождаемого красивыми экскурсиями, весьма и весьма недешевого для участников, но зато, где... награждают чем-нибудь всех заплативших деньги. Шоу профессиональное, красивое, местами захватывающее, но, по нашему мнению, ... не имеющее отношения к реальным международным рейтингам бизнес-школ и программ.
КАКОВО МОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМУ ЭТОМУ, в целом? На самом деле - весьма толерантное или позитивно-нейтральное.
Почему? Мне нередко задают вопрос в отношении «трешевых» или «помойных» МВА: «Учиться на этих дисконтных и примитивных программах не вредно?» Я всегда отвечаю: «Учиться, вообще-то говоря, почти всегда полезно. Просто надо понимать, что вы покупаете не программы МВА/ЕМВА или DBA, а курсы ликбеза в области бизнес-образования, среднего и ниже качества. По их окончанию порция полученных знаний будет весьма невелика. Но этот примитивный ликбез... зачастую лучше, чем ничего».
Зададимся тем же вопросом в отношении рэнкинга Edunivesal. «А не вредно ли в нем участвовать? Конечно же нет. Само по себе путешествие в другую страну, знакомство с представителями других бизнес-школ и программ, диалог с ними и поиски путей сотрудничества, участие в пусть и не звездной, но международной конференции всегда полезны.
Особо подчеркну, что однозначно положительной чертой Рейтингового агентства Edunivesal, которое продолжает включать в рейтинг пусть недостаточно репрезентативный и неполный, но все же список бизнес-школ из России, говорит об отсутствии у агентства характерной для многих стран и организаций «коллективного Запада» русофобии и политики дискриминации российских бизнес-образования по национальному принципу. Это очень хорошо и правильно. Это то, что мы однозначно должны поддерживать. И то, что компенсирует многие недостатки рейтинга.
Это должно являть пример для существенно более известных и брендовых Аккредитационных агентств, оказавшихся вопреки собственным заявлениям об объективности, демократичности, социальной ответственности де факто весьма политически ангажированными структурами.
В нынешних условиях недискриминационный подход Edunivesal к российскому бизнес-образованию, по нашему мнению, потребовал определенного гражданского мужества от его основателя и основного владельца, француза Мартьяля Гийетта (Martial Guiette). Давайте отметим его достойную гражданскую позицию и скажем ему спасибо от лица российского бизнес-образования!
Однако из вышесказанного вытекает и еще один вывод. Российское бизнес-образование, лишилось, в силу политической ангажированности коллективного Запада и его наиболее известных аккредитующих ассоциаций и рейтинговых агентств, возможности участвовать в традиционной, для бизнес-школ мирового класса, процедуре оценки качества и ранжирования успехов.
На мировой арене среди небольшой группы международных агентств, не участвующих в дискриминационных и санкционных мероприятиях, мы не видим достойных субститутов. Поэтому российское бизнес-образование должно, с опорой на свой почти 40-летний национальный и международный опыт и наработки, предложить для российского национального рынка и рынка бизнес-образования СНГ, ШОС, БРИКС, дружественных стран, в целом, собственную концепцию аккредитации и новый серьёзный рейтинг.
Он должен иметь прозрачную научную методологию, учитывающую лучшие мировые наработки по этому вопросу. Он должен стать проводником идеи высокого качества российского бизнес-образования, получить признание крупнейших компаний и ассоциаций работодателей страны, приобрести известность и признание министерств и ведомств, курирующих качество образования в нашей стране.
Это должен быть рейтинг, опирающийся на национальную, НЕЗАВИСИМУЮ систему аккредитации вначале ключевых программ бизнес-образования, а затем и институциональной аккредитации бизнес-школ.
По нашему мнению, в России сложилась солидная группа бизнес-школ национального и международного уровня, которая могла бы составить ядро будущей пилотной группы. Это в первую очередь, бизнес-школы, чьи программы уже имеют национальную независимую аккредитацию НАСДОБР, а, во вторую - бизнес-школы, имеющие хотя бы одну институциональную или программную аккредитацию ассоциаций «Тройной короны», а, возможно, и СЕЕМАN. Впрочем, это - всего лишь один из возможных подходов. Вопрос является слишком серьезным для того, чтобы пытаться, даже в первом приближении, его решать без обсуждения на площадке РАБО, НАСДОБР, региональных и отраслевых конференций по деловому и управленческому образованию в центре и регионах.
Что касается предварительной проработки критериев национального независимого рейтинга, о котором я написал выше, его прозрачности, застрахованности от «позвоночного права», столь распространенного в евразийских странах и России, его поддержки со стороны бизнеса страны, его привлекательности для бизнес-образования дружественных стран и т.д., то это - также проблема, обсуждение которой я бы предложил, не откладывая, включить в перспективный план РАБО уже на ближайшем заседании Совета организации.
А чтобы драгоценное время не терялось, как Президент РАБО и заместитель Председателя Президиума НАСДОБР обращаюсь к коллективу портала «MBA в Москве и России» (MBA.su), имеющего сегодня наиболее конструктивный и плодотворный опыт в организации краудсорсингового Народного рейтинга бизнес образования страны, с просьбой внимательно изучить наработки самого известного в мире рэнкинга бизнес-образования экспертной группы «FT» и, взяв оттуда лучшее и применимое в условиях евразийской модели менеджмента и предпринимательства, дополнить российским опытом и спецификой и выступить инициатором серии круглых столов и конференций по этой важной для российского бизнес-образования и для российского делового сообщества проблеме».
Источник: mba.su