Новости
МВА 5.0: смена парадигмы обучения и запрет на «правильные ответы»
Пандемия застала бизнес-образование врасплох. Не очень понятно, как и чему учить на МВА в изменившихся условиях. Первое, что пришло в голову многим, это идея перевести обучение в онлайн. Однако система отечественного онлайн-обучения на МВА находится в весьма зачаточном состоянии, и на сегодняшний день представляет собой, в основном, банальное "обучение по интернету" с выполнением самостоятельных заданий/тестов и обратной связью от преподавателя разной степени детализированности. Куда идти и в каком направлении нужно искать спасительный выход для бизнес-образования?
Об этом портал «МВА в Москве и России» (MBA.SU) спрашивал у одного из самых авторитетных специалистов российского бизнес-образования - директора Бизнес-школы Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктора экономических наук, профессора ЛАРИСЫ МАЛЫШЕВОЙ.
- Провайдеры онлайн-образования убеждают, что именно эта форма доставки контента а) позволяет повысить эффективность усвоения знаний и б) обеспечивает наибольший охват потенциальной аудитории. Это же самое они говорили и пять, и семь лет назад, в стабильное время. Между тем, по некоторым данным, значительная часть (до 96%) американских слушателей программ МВА и российских (до 50%) не готова переходить на обучение в режиме онлайн. Как Вы относитесь к онлайн-программам МВА? Считаете ли, что они эквивалентны очным по уровню и качеству?
- Онлайн-обучение, в отличие от очного, это - совсем другая технология и другая целевая аудитория. Более мобильная, готовая переключаться между разными сервисами и приложениями, владеющая навыками работы в распределенных командах, ориентированная на практику и результат. Готовая учиться онлайн.
Наверное, мы еще не придумали тех способов и форматов игрового донесения контента, которые захватят слушателей и вовлекут их в виртуальную среду управления компанией, запуска стартапов и прочего. И, конечно, есть технические и технологические ограничения, нехватка образовательных и игровых сред и экосистем, не дающие возможности Бизнес-школам быстро переключиться в другой формат.
Пока мы все так же пытаемся перенести спикера в онлайн-окошко без изменения способа донесения информации. Мы используем облачные документы, хранящиеся на дисках, запираем слушателей в виртуальных классах и не всегда понимаем, что мир шире и разнообразнее.
Пожалуй, мы даже не догадываемся о всех возможностях онлайн обучения и его эффективности. Так же, как в условиях распространения пейджеров, не догадывались о возможностях сотовых телефонов. Есть и хорошая новость. Сейчас мы стоим на пороге открытия новых форматов. И у каждого из нас есть шанс стать первыми в своих образовательных моделях.
Я уверена, что онлайн-обучение в программах МВА и ЕМВА должно быть выстроено вокруг проектной работы с реальными вызовами. Это могут быть Национальные проекты, стратегии развития компаний, сложные инженерные задачи, исследовательские проекты и другие. Недаром в мире растет спрос на навыковое обучение не только в сфере среднего профессионального образования (СПО), но и в других.
Приоритет проектной деятельности полностью меняет логику построения образовательных курсов. На первый план выходят технологии Agile и работа Scrum-команд. Вместо модулей - спринты, завершающиеся минимальным жизнеспособным продуктом. И не только защитой этих продуктов перед заказчиками: компаниями, инвесторами, маркетологами и др., а и тестированием гипотез, практикой. Фокус - на результат, а не проверку знаний. Если умеешь, то знаешь, как. Но не наоборот.
Цель программы МВА - научить новому, а не восполнить нехватку базового образования. Научить учиться и свободно чувствовать себя в условиях изменений. Понимать тренды и ориентироваться в технологиях, обладать связями и распознавать экспертов. А чтобы научить новому, которого еще нет, нужна дружелюбная безопасная среда и право на ошибки. Песочница, бассейн, полигон.... Ведущие бизнес-школы уже используют эти названия в своих программах. Решение реальных задач в безопасном окружении и поддержкой команды программы обучения, экспертов, консультантов - вот способ обучения взрослых.
В такой ситуации тесты и экзамены становятся не приоритетными. Списывать нечего, не у кого, и не откуда. Команды создают новые знания в процессе работы над проектами, обобщая лучшие практики, набивая собственные шишки и наступая на очередные грабли.
В программе МВА Бизнес-школы УрФУ уже 5 лет выстроен логический концепт по типу Цепочки ценности Портера. Два длинных основных спринта на каждый из 2-х лет обучения. Первый год - разработка и реализация стратегии компании. Второй - разработка стартапа.
Каждый год делится на модули (краткосрочные спринты), выстроенные в пошаговой логике:
- Внешняя среда, стратегия, маркетинг, менеджмент, персонал, экономика и финансы, изменения и проекты - приводят к детальной проработке стратегии компании.
- Внешняя среда, маркетинг, бизнес-модель, команда, финансы - приводят к детальной проработке стартапа.
Есть обеспечивающие модули, развивающие soft skills: лидерство, системный взгляд на бизнес, личная эффективность и другие. При разбиении на календарные сессии, в каждую добавляются активности из обеспечивающих модулей, равномерно развивающие слушателей не только для проектирования изменений, но и для их реализации.
Много внимания уделяется внедрению изменений и работе слушателя со своими сотрудниками.
Пошаговая технология разработки стратегии компании (1-й год) и запуска стартапа (2-й год) - это этапы работы над дипломным проектом, который выглядит как консалтинговый отчет и руководство по реализации стратегии и запуску стартапа. И работа над дипломом, фактически, начинается с первого дня обучения.
При переходе в онлайн, концепт программы МВА и игрофикация проектной работы остаются неизменными. Используются облачные инструменты работы в распределенных командах. Возможно асинхронное прохождение модулей, т.е. в своем индивидуальном графике. А синхронизированные встречи проводятся в формате «мозговых штурмов», сессий стратегического планирования, проектных митапов и «кипятильников».
Вы считаете, что это не обучение? Как сказать... Если прекратить контролировать процесс, а отслеживать только результат, то мы дадим слушателям широкий выбор способов обучения. Кому-то нужны лекции или краткие видео-уроки, кому-то - консультации экспертов, серфинг в интернете, поиск информации и ее систематизация, визуализация и картирование и т.д.
Команде бизнес-школы нужно быть готовой помочь с критериями выбора и инструментами сбора данных, подбором экспертов и коллекцией лучших практик.
Нам и правда нужна смена парадигмы обучения, запрет на «правильные ответы» и повтор стремительно устаревающих практик. Я не имею в виду базовые фундаментальные науки. Мы говорим о менеджменте, маркетинге, управлении персоналом... Другая реальность, новые технологии, бизнес-модели, цифровизация, отсутствие экспертов, интуиция и поиск - вот, с чем мы внезапно столкнулись.
Нужны ли классические программы МВА? Да, конечно. Базовые отрасли еще долго будут служить нам верой и правдой в роли «Дойных коров». Но выйти на новые рынки в новой реальности - это ли не тема для МВА 5.0.? Где цифра «5» - следующий за 4-й индустриальной революцией уклад.
Программы онлайн-МВА могут быть гораздо более эффективными, чем очные, и мы в самом ближайшем будущем это докажем. Что в них будет другим?
- Решение реальных задач в ходе обучения
- Сложные, амбициозные вызовы
- Проектное обучение в течение всей программы
- Технологии проектного управления и работа в распределенных командах
- «Перевернутый класс» и «вытягивающие» технологии.
- Приоритет самостоятельной работы над управляемой преподавателем
- Формирование знания в ходе проектной работы, не наоборот
- Отсутствие правильных ответов
- Тестирование гипотез и поиск заказчика для своих продуктовых результатов
- Внедрение в ходе обучения
- Привлечение сторонних лиц в разработку проектов, вовлечение персонала в реализацию
- Перевод слушателей из позиции учеников - в статус коучей, консультантов, экспертов для своего бизнеса
- Нетворкинг и поиск ресурсов
- Да, я согласна, что это - будущее образования. Однако, существующие подходы к проектированию программ не позволят перейти к полноценному blended learning. MOOC, деление на базовые дисциплины и специализацию, проверка знаний, а не навыков, дипломный проект в конце обучения - нужно оставить как стремительно устаревающий формат в обучении взрослых.
Нужен реинжиниринг программ и дисциплин в проектно-игровой, интерактивный формат. У меня есть авторский курс для программных директоров, преподавателей и бизнес-тренеров по реинжинирингу их курсов и программ - в интерактивный формат.
Программа должна строиться вокруг проектного интенсива, который решает реальные проблемы. На этом базируется основной процесс. Он делится на спринты с минимально жизнеспособным продуктом на каждом такте. Вспомогательные процессы, развивающие софт-скиллс, встраиваются в основные модули, и мы получаем самодостаточные курсы повышения квалификации, каждый из которых представляет собой автономный образовательный проект.
Разработка итогового продукта начинается с первого дня обучения, индивидуально и в командах, применяется динамический рейтинг, оценка 360 и прочее. Очные сессии посвящаются проектной работе и консультациям с экспертами, защитам проектов и планированию совместной работы. Дипломный проект - это консалтинговый отчет с защитой перед инвестором.
Курс подготовки преподавателей завершается Фестивалем бизнес-тренингов и наглядно показывает результаты обучения. А также готовит резерв в команду преподавателей и -тренеров бизнес-школы. В программе МВА преподают более 20 выпускников Бизнес-школы УрФУ. Многих привлекаем в качестве экспертов на мастер-классы, организаторов бизнес-визитов.
Что касается соотношения очного и онлайн формата, оно может быть любое. Можно всю программу реализовывать очно, переведя проектную работу в онлайн. Можно сделать очной проектную работу в формате интенсива, а все семинары - в онлайн. В конце концов, можно всю программу перевести в онлайн, но разделить на синхронное обучение с участием команды преподавателей, и асинхронное - индивидуальное и в команде слушателей.
Это можно делать для разных целевых аудиторий с разным уровнем цифровой подготовки и разными запросами. Сам подход деления на лекции и практики - устарел уже давно. Важно соотношение часов, синхронно проведенных с преподавателем или асинхронно, без него. Чем больше контактных часов, тем выше степень индивидуализации и клиент-ориентированности. Зависит от уровня подготовленности слушателей, сложности проекта, амбициозности задачи.
Что тревожит, так это стремление стандартизовать соотношение очных и онлайн часов, записать длинные базовые курсы и спикеров, транслирующих, пускай, даже очень хорошие учебники и мудрость предыдущих поколений, внедрить тестирование и прокторинг*, сохранить экзамены и единую образовательную траекторию для всех слушателей без возможности выбора способа получения знаний. А самое главное - подменить навык управления изменениями - проверкой знаний о нем.
- Какие новации в программах МВА Бизнес-школа УрФУ планирует ввести в практику на новый учебный год?
- В первую очередь, к существующей программе добавятся модули по цифровой трансформации бизнеса и интернет-стартап. Это повлечет за собой пересмотр ряда дисциплин в каждом из существующих модулей.
Общая логика программы не изменится, но существенно обогатится вопросами цифровизации.
Добавятся пререквизиты по цифровой грамотности и умению работать в онлайн средах.
Изменится тематика и способы реализации проектов. Они станут сетевыми, масштабными, межрегиональными.
Добавятся симуляторы, игры, марафоны, онлайн сессии.
Увеличится доля синхронного онлайн-обучения.
Усилится работа с зарубежными партнерами и всероссийскими спикерами
Расширятся возможности и связи за счет сетевого взаимодействия с разными сообществами.
С осени планируется запуск онлайн-ЕМВА с фокусом на цифровую трансформацию бизнеса. Длительностью - 12 мес. В основе - проектная работа с самого первого дня, акцент на работе распределенных команд и решении конкретных задач. Базовые методики управления проектами - IPMA и Agile с возможностью последующей сертификации.
- Что, по Вашему мнению, сейчас необходимо потенциальным слушателям программ МВА?
- В любой непонятной ситуации рекомендую учиться.
Можно выбирать сердцем и верить, что известные бренды и ведущие бизнес-школы уже перестроились и умеют учить новому и по-новому.
Можно выбирать по цене, но понимать, что дешево и качественно - это антонимы.
Нужно выбирать, исходя из собственной стратегии.
- Понять, что к старому возврата нет, и нужно разбираться с цифровизацией
- Признать, что учиться нужно другому, по-другому, и, возможно, у других
- Оценить возможности и угрозы, свои сильные и слабые стороны, поставить цели для бизнеса, задать критерии личностного роста
- Провести мониторинг программ МВА, оценить степень их гибкости и адаптивности к быстро меняющимся условиям, обсудить логику и ориентированность на тренды и рынки будущего
- Испугаться безлюдных МВА с типовыми кейсами, дипломным проектом в конце обучения, тестов и прокторинга
- Оценить преподавательский состав и выбрать сыгранную команду преподавателей-игропрактиков и модераторов, владеющих технологиями проектной работы
- Узнать про технологии обучения и выбрать проектно-ориентированные
- Выяснить продуктовые результаты обучения, сформулировать желаемую компетентность
- Оценить свой уровень цифровой грамотности, начать ее повышать
- Приготовиться, что будет очень сложно, но оно того стоит. Невозможно получить другие результаты, если делать по-старому. Любой качественный прирост требует физических, временных, денежных и интеллектуальных затрат. Считайте, что это - капиталовложения.
Прокторинг - процесс контроля поведения экзаменуемых в аудитории, чтобы они проходили испытания честно: выполняли задания самостоятельно и не пользовались дополнительными материалами. Выполняется проктором. Слежение за онлайн-экзаменом в реальном времени может осуществляться по веб-камере или это делает программа, контролирующая рабочий стол испытуемого, количество лиц в кадре, посторонние звуки или голоса и даже движения взгляда (киберпрокторинг).
Оригинал статьи: https://www.mba.su/