https://www.traditionrolex.com/19

Новости

15.11.2016

МВА-2016 в зеркале Народного рейтинга российских бизнес-школ

Седьмой год проводится масштабное анкетирование выпускников программ МВА российских школ бизнеса. Цель исследования - изучение пользы, которую извлекли менеджеры из обучения бизнесу и менеджменту в своих школах бизнеса. Это важно, поскольку вопрос об эффективности обучения в бизнес-школе сильно запутан, и разобраться в том, что представляет собой программа МВА и зачем нужно учиться бизнесу, довольно непросто. 

В СМИ можно встретить весь спектр мнений об МВА: от ярого неприятия до безоговорочно восторженного. Время показало: тема МВА в России никого не оставляет равнодушным; даже ярые оппоненты не прочь поэксплуатировать бренд МВА путем прибавления к этой аббревиатуре всякого рода приставок (-mini, -anti и др.). Другие не оставляют попыток убедить всех, что «МВА ничего не дает» и дни этой программы сочтены. К счастью, попытки похоронить МВА уже лет шестьдесят не заканчиваются ничем. 

С нашей точки зрения, компетенции и возможности выпускника МВА лучше всего можно понять, только самому отучившись на этой программе. По крайней мере, подавляющее большинство тех, кто прошел школу МВА, считают этот период жизни одним из самых значительных, а опыт - очень полезным. Поэтому обратимся к первоисточнику - мнению самих МВА.

В 2016 году были проанализированы онлайн-анкеты свыше 900 выпускников МВА 2012-2014 годов выпуска. Выпускники отвечали на вопросы, характеризующие организацию учебного процесса в бизнес-школе и главное - результат обучения. Прошедшее время после завершения обучения на МВА (2-4 года) позволяет более объективно оценить рост доходов. Однако результат не всегда сводится только к росту доходов; важно и карьерное продвижение, и деловые связи (которые часто приводят к росту доходов), и собственное личное и профессиональное развитие. Онлайн-анкетирование проводилось на портале «МВА в Москве и России» с февраля по июнь 2016 г. 

На основе результатов анкетирования был составлен портрет обучающихся на программах МВА в российских школах бизнеса и прослежены основные карьерные траектории до и после МВА, выявлены средние значения роста дохода. 

Как показали опросы, большинство выпускников бизнес-школ составляют мужчины (53% до 89%); в школах бизнеса с преимущественно, более молодой аудиторией доля женщин выше. Средний возраст получения степени МВА для владельцев бизнеса составил 36 лет, менеджеров высшего звена - 35 лет, менеджеров среднего звена - 34 и линейных менеджеров (специалистов) - 33 года.

В последние пять лет отечественные бизнес-школы в большей степени ориентировались на менеджеров 25-35 лет. Исследование показывает, что возрастная группа 36-40 лет на МВА составляет почти треть, а менеджеры возрастной группы 41+ численно лишь немного уступают молодым менеджерам. При этом на программах МВА с дистанционной компонентой доля менеджеров старшей возрастной группы выше, что не только отражает занятость зрелых менеджеров, но и говорит о большем психологическом комфорте при обучении в сравнении с программами очных форматов, на которых большинство составляют более молодые слушатели. 

Большинство выпускников (71%) бизнес-школ решило получать бизнес-образование, работая на позициях менеджеров среднего и высшего звена, а также - будучи владельцами бизнеса (10%). Через четыре года (два года обучения плюс два года после его окончания) доля менеджеров среднего звена уменьшилась на 19%. Соответственно, почти вдвое выросли доли менеджеров высшего звена (до 52%) и владельцев бизнеса (до 21%).

Карьера - доходы

В большинстве случаев выпускники МВА улучшают свою карьерную позицию, сопровождая ее увеличением дохода. В результате обучения 11% менеджеров среднего и высшего звена стали владельцами бизнеса.

Уровень дохода через 2 года после окончания МВА во всем мире является главным показателем эффективности обучения. Вопрос о реальном росте доходов российских выпускников МВА долгое время не находил адекватного отражения в СМИ по понятной причине нежелания российских менеджеров афишировать свои доходы. 

Рост доходов неразрывно связан с карьерной траекторией выпускника МВА. Опросы показывают, что доходы менеджеров среднего звена после МВА, в среднем, выросли на 44%, менеджеров высшего звена - на 57%, владельцев бизнеса - на 96%. Даже в случае нулевого карьерного роста выпускники МВА фиксируют увеличение дохода на 29-54 %.

В среднем по школам бизнеса, выпускники которых приняли участие в опросе, рост их дохода через 2 года после окончания программы МВА составил 54%. Данные по школам бизнеса различаются, составы групп слушателей каждый год меняется, соответственно, величины дохода разнятся. Важнее, как сам выпускник оценивает рост своего дохода. Нужно иметь в виду, что представления о «хорошем доходе» у выпускников сильно разнятся. Нередки случаи, когда двухкратное увеличение дохода выпускники оценивают на «четыре».

Таким образом, впечатляющий карьерный рост для всех категорий менеджеров и увеличение их дохода являются однозначным ответом, для чего они получают бизнес-образование.

Личностное и профессиональное развитие

Нематериальные достижения в результате обучения не менее важны, чем карьера и увеличение дохода. Подавляющее большинство владельцев бизнеса (72%) отметили, что знания и навыки, необходимые для успешной работы являются главным результатом их обучения.

В дополнительных комментариях выпускники часто указывают, что программа МВА стала одним из самых важных шагов в их жизни.По их мнению, обучение на МВА дало:

  • «переосмысление жизненной позиции и главной цели, понимание основных бизнес-процессов»
  • «расширение горизонта стратегического видения и мышления»
  • «общую структуру необходимых знаний и выявление узких мест в собственных знаниях для их дальнейшего развития»
  • «послужило отправной точкой для нового витка саморазвития»
  • «веру в себя»
  • «самосознание и другой взгляд на происходящее»
  • «изменение мировоззрения»
  • «новое мышление, новое качественное восприятие и понимание бизнес-процессов»
  • «инструментарий для реорганизации компании»
  • «изменилось системное отношение к своей работе и оценке работе других»
  • «возможность объективно сравнить собственный уровень с коллегами из других компаний»
  • «новый взгляд на решение вопросов и построения в другом формате партнерских отношений на работе», «стимул для стартапа» и др. 
Те, кого обучение на МВА не удовлетворило (таких -стандартные 2%), отозвались скептически - «теоретический обзор банальных теорий».

Деловые связи

Хотя деловые связи в качестве главного результата обучения отметили всего 8% выпускников МВА, этот показатель с 2012 года вырос в два раза. Это говорит о том, что более молодое поколение менеджеров более активно взаимодействует друг с другом. С другой стороны, очевидно, что по мере роста числа выпускников бизнес-школ среди руководителей компаний общая степень лояльности к МВА и выпускникам бизнес-школ повышается.

https://www.traditionrolex.com/19