https://www.traditionrolex.com/19

Новости

06.08.2024

Международный рейтинг НАСДОБР станет трамплином в мировую элиту бизнес-образования

Общественный интерес к позициям бизнес-школ в рейтингах всегда был высоким. Люди справедливо рассматривают независимые рейтинги, как индикатор текущего состояния бизнес-школы и качества ее программ. Народный рейтинг бизнес-школ MBA.SU, единственный на сегодня независимый национальный рейтинг, основанный на опросах выпускников MBA, в этом году в этом году представит очередной, 15-тый релиз.

Однако российское бизнес-образование в лице ведущих бизнес-школ, давно перешагнуло национальные рамки и сегодня ставит себе очередные амбициозные задачи. О проекте нового международного российского рейтинга мы поговорили с президентом Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), заместителем Председателя Президиума Национального аккредитационного совета делового и управленческого образования (НАСДОБР), проректором Президентской Академии и директором ИБДА РАНХиГС, доктором социологических наук Сергеем Мясоедовым.


- Сергей Павлович, российские бизнес-школы ранее уже принимали участие в ведущих международных рейтингах: ИБДА РАНХиГС, МШУ «Сколково» и ВШМ СПбГУ - в рейтингах Financial Times, ШБиМК МГИМО и ВШБ КФУ - в рейтингах Quacquarelli Symonds (QS). В чем состоит актуальность задачи создания НАСДОБР нового международного рейтинга? Планируется создать рейтинг бизнес-школ или рейтинг программ бизнес-образования (MBA. ЕМВА, DBA, магистратура, executive education)?

Работа экспертов  НАСДОБР, объединивших лучших специалистов в области бизнес-образования из 15 ведущих бизнес-школ страны, над международным рейтингом ключевых программ делового и управленческого образования, а в перспективе и институциональным международным рейтингом бизнес-школ - это лишь часть стоящей перед Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) и НАСДОБР цели. Международный рейтинг - это своего рода «второй этаж системы» оценки качества, которую мы создаем. Он должен возвышаться над «первым этажом» системы: опираться на независимую национальную аккредитацию программ делового и управленческого образования, работа над которой идет полным ходом.

В ее основу, в свою очередь, должны быть положены принятые ведущими мировыми аккредитационными и рейтинговыми системами и ассоциациями подходы и принципы, но - и это важнейшее по смыслу отличие - эти подходы и принципы должны быть творчески переработаны и адаптированы экспертами ведущих бизнес-школ страны к российской ценностной системе, российской системе образования, российским традициям и лучшим практикам. Отмечу, что пилотный период аккредитации НАСДОБР* уже состоялся. В нем принял участие ряд российских бизнес-школ, лидеров из РАНХиГС, МГИМО, Казанского федерального университета, РУДН, ГУУ и др.

В новой «двухэтажной» системе аккредитация НАСДОБР становится обязательным требованием для допуска к создаваемой международной рейтинговой системе (подобно тому, как аккредитации AACSB и EFMD являются пропуском для участия в рейтинге «Файнэншл Таймс»). Добавлю, на первом этапе и к участию в аккредитации НАСДОБР мы будем прежде всего стремиться приглашать те бизнес-школы страны, которые ранее уже получили де-факто статус бизнес-школ мирового уровня, то есть уже имели хотя бы одну программную аккредитацию «Тройной короны» (AACSB, EFMD, АМВА International - прим. ред.).

В дальнейшем, как мы рассчитываем, к этой группе 15-ти школ присоединятся новые «игроки», которые захотят использовать качество и авторитет аккредитации и рейтинга НАСДОБР в качестве своего рода трамплина для вхождения в мировую элиту бизнес-образования, для выстраивания отношений с лучшими бизнес-школами дружественных стран. Меня радует быстрое развитие российского бизнес-образования. И я не сомневаюсь, что в нашей стране, по праву называемой «страной возможностей», круг программ и бизнес-школ мирового уровня качества будет быстро расширяться.

Объединение ведущих бизнес-школ страны для совместной работы над аккредитацией и рейтингом, принятие ими меморандума о совместной деятельности в этом направлении состоялось 9 апреля 2024 года на площадке Российской Президентской Академии (РАНХиГС). И хочется верить, что через десяток лет эту встречу 9 апреля 2024 года будут называть знаковой или даже исторической для российского делового и управленческого образования. В РАНХиГС встретились представители всех 16-ти бизнес-школ, имевших позитивный опыт получения топовых международных аккредитаций. И пятнадцать ** (!) из них договорились объединиться для совместного достижения общей цели, что на практике опровергло укоренившийся миф о «недоговороспособности» представителей российской модели управления, особенно относящихся к, так называемой, «творческой интеллигенции».

После короткого обсуждения представители ведущих бизнес-школ страны определили круг программ делового и управленческого образования, который на нынешнем этапе развития будет включен в список программ, аккредитуемых НАСДОБР:

  • программы МВА/Еxcutive МВА
  • программы Doctor of Вusiness Аdministration (DBA)
  • программы Specialized Master

Кроме того, и это первое знаковое отличие от мировой практики, существовавшей до начала формирования многополярного мира, в списке появилась принципиально новая позиция:

  • «национальные программы технологического суверенитета», которые важны для нашей страны и большинства дружественных стран с точки зрения акцента на лучшие практики решения задач по достижению технологического, кадрового и образовательного суверенитета.

В дальнейшем планируется включить в группу программных рейтингов также программы, относящиеся к группе «Экзекьютив ретрейнинг», а также программы магистратуры и, возможно, программы специалитета и бакалавриата, относящиеся к проблематике делового и управленческого образования. Однако, как справедливо отмечали участники дискуссии 9 апреля, начало этой работы будет правильным увязать с реформированием российского ДПО и его возвратом к национальным традициям, которые осуществляются Министерством образования и науки и другими государственными министерствами и ведомствами, ответственными за образование и рынок труда страны. Целесообразно дождаться завершения реформы российского ВПО и отказа от ряда подходов и форматов.

-------------------


Однако, давайте вернемся к вопросу, почему именно сейчас возникла необходимость ускорить работу над национальной системой независимой аккредитации и рейтингов? Причем таких, которые должны быть понятными и стать интересными для наших партнеров из дружественных стран?

Отвечая на этот вопрос, мы должны напомнить о серьезнейших достижениях российского бизнес образования на конец второго десятилетия 21 века. Как известно, в Советском Союзе бизнес-школ (как и легального бизнеса) до конца 80-х годов прошлого века не существовало. Однако, возникнув в это время при известных университетах страны, с самого старта первые отечественные бизнес-школы проявили высокую активность, предприимчивость и адаптивность к лучшим мировым практикам.

На период начала пандемии короновируса программные аккредитации «Тройной короны» имели 16 бизнес-школ из примерно 80 сложившихся бизнес-школ и факультетов страны, то есть каждая пятая! А три школы лидера: ИБДА РАНХиГС, МШУ «Сколково» и Высшая школа менеджмента СПбГУ сумели к этому времени обзавестись институциональными аккредитациями AACSB и/или EFMD. Бизнес-школа из Санкт-Петербурга стала первой обладательницей полной «Тройной короны», а ИБДА РАНХиГС, ворвавшись вместе со МШУ «Сколково» и ВШМ СПбГУ в рэнкинг «Файнэншл Таймс», успел до введения санкций 2022 года стать 30-ой из топ 90 лучших бизнес-школ Европы, обладателем 40-ой ЕМВА в списке топ-100 мира и магистратуры, занявшей в топ 100 мировых международных магистратур 12 (!) место.

К сожалению, после начала спецоперации руководители мировых ассоциаций «Тройной короны» заняли непоследовательную позицию, искусственно смешав вопросы качества образования и геополитических интересов стран «коллективного Запада». Российская ассоциация бизнес образования (РАБО) и руководители ведущих бизнес-школ России получили от ассоциаций «Тройной короны» однотипные письма о том, что их членство и аккредитации замораживаются. Или, следуя лексике писем, переводятся в «dormant» состояние (фр. - «спящее»).

Для новых партнеров из числа дружественных стран многополярного мира качество российского делового и управленческого образования сделалось существенно менее понятным и прозрачным. Обсуждение ситуации на ряде круглых столов и конференций, посвященных выходу российского бизнес-образования на новые рынки, привело ведущие бизнес-школы страны к пониманию, что им надо объединить свои усилия, заручиться поддержкой НАСДОБР и стоящих за этой организацией ассоциаций работодателей России, чтобы создать национальную систему аккредитаций и рейтингов, понятную и прозрачную для зарубежных партнеров и достаточно для них привлекательную, чтобы со временем принять в ней участие.

Именно этим экспертная группа пятнадцати ведущих бизнес школ страны по поручению Председателя Президиума НАСДОБР Александра Дмитриевича Жукова активно занимается после встречи 9 апреля 2024 года на экспертной площадке Российской Президентской Академии. Предварительное зондирование возможности участия в создаваемой системе аккредитации и рейтингов партнеров из дружественных стран (в частности, из Китая, Индии, ОАЭ, Сербии и т.д.) показало, что бизнес школы этих стран с интересом относятся к подобной инициативе и при соблюдении определенных правил (прозрачность процедур, методологическая ясность и обоснованность, отсутствие противопоставления аккредитации НАСДОБР существующим системам аккредитации «Тройной короны» и т.п.) могут в будущем в нее включиться.

Хочу специально отметить, что одним из ключевых принципов при создании системы аккредитации и рейтингов НАСДОБР является принцип «не против кого-то или чего-то уже существующего, а в дополнение или в развитие этого». Так, я очень благодарен Юрию Тазову, стоявшему у истоков отлично зарекомендовавшего себя Народного рейтинга портала МВА.su, за его активное участие в обсуждении. Концептуально хотелось бы, чтобы два рейтинга ни коим образом не мешали друг другу, не создавали ситуаций для внутреннего каннибализма, а, напротив, дополняли друг друга, формируя вместе более объемную, двух или трехмерную картину состояния отечественного бизнес-образования.

- В известных зарубежных рейтингах большое внимание уделяется показателям интернационализации (количество студентов и преподавателей из других стран), гендерным вопросам (процент женщин среди студентов и в администрации бизнес-школы) и вопросам трудоустройства выпускников. Какие основные критерии планируется включить в проект нового рейтинга?

- В глобальном и многополярном мире вопросы развития делового сотрудничества, выстраивания новых логистических коридоров, создания новой, более справедливой системы международных валютно-кредитных отношений, формирования взаимовыгодной внешней торговли без уродливых санкционных перекосов и политизированного протекционизма, интернационализация программ делового и управленческого образования, обмен студентами, преподавателями, проведение совместных конференций и исследований, симпозиумов по обмену опытом и т.п. - важнейший показатель (или KPI) качества.

Поэтому у меня не вызывает сомнений, что показатели интернационализации должны и будут представлены в рэнкинге НАСДОБР. Что касается конкретных критериев и их удельного веса, то здесь рано говорить о чем-то определенном. Работа над системой показателей, их легко верифицируемом характере, отборе критериев, которые не дадут преимуществ одной группе участников за счет имиджевого проигрыша другой группы - это сложная экспертная и, не побоюсь это сказать, во многом дипломатическая работа, тесно соприкасающаяся с вопросами образовательной политики в деловом и управленческом образовании.

И эта работа пока еще только началась. Её важнейшим и очень серьезным продуктом стала аналитическая записка с детальным анализом основных параметров оценки в существующих ведущих зарубежных и национальных рейтинговых и рэнкинговых системах. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить за глубокую аналитическую записку экспертов рабочей группы по рэнкингу, которую возглавляет наш коллега из УрФУ Дмитрий Толмачев.

Следующий этап работы, к которому мы все вместе перейдем в начале осени, будет еще более сложен. Здесь надо быть предельно объективным и аккуратным. Потому что аккредитация и рейтинг НАСДОБР не должны клонировать цели и методы однополярного мира, где небольшая группа стран «коллективного Запада» стремится сохранить систему, которая во многом несправедлива и обеспечивает им часто абсолютно незаслуженные преимущества и права.

Цель аккредитации и рейтинга НАСДОБР в том, чтобы способствовать развитию российского бизнес-образования, всех его активных участников, их партнеров из дружественных стран. Помочь им утвердить свою высокую репутацию на мировом рынке бизнес-образования, наладить более тесный обмен опытом, лучшими бизнес практиками, создать основу для синергетического прорыва, технологического, кадрового и образовательного суверенитета и выхода на зарубежные рынки.

Причем сформулировать цель в данном случае существенно легче, чем ее достигнуть. Ибо это тот самый случай, когда дьявол может таиться в абсолютных мелочах. И что для нас абсолютно недопустимо - это создать систему, которая вместо помощи и сплочения ключевых игроков российского рынка бизнес-образования будет способствовать их разобщению. В США и Европе сегодня работает около двадцати тысяч бизнес-школ, тогда как в России только около сотни. Из них, как мы отмечали, мировое признание в той или ной мере получили лишь полтора десятка. Это очень немного для такой огромной страны-цивилизации, какой является Россия. И мы не имеем права забывать, что все наши начинания и дела должны укреплять имидж страны, имидж ее делового и управленческого образования; должны помогать лучшим бизнес-школам брать новые высоты и вести за собой вверх к национальным и мировым стандартам качества тех, кто находится на более ранних этапах пути.

- Как известно, российские бизнес-школы, в силу молодости и условий своего становления в развивающейся экономике не успели занять солидных позиций, в частности, в научных исследованиях по бизнесу или в привлечении иностранных студентов из стран дальнего зарубежья. Эти показатели присутствуют в большинстве международных рейтингов. Как планируется решать вопросы такого рода с участием потенциальных участников - зарубежных бизнес-школ, включенных в процессы международного академического обмена?

- Откровенно, мне не кажется, что упомянутая проблема является наиболее сложной и драматической.
Во-первых, потому что менеджмент, даже когда мы говорим о нем исключительно как об управленческой науке, оставляя в стороне аспект искусства и связанных с этим исследованием путей формирования групповых (командных) тацитных или неявных, не тиражируемых знаний и навыков - это всегда более чем наполовину наука прикладная, связанная с интересами бизнеса и ориентирующаяся на его интересы и нужды. А они, в свою очередь, определяются конкретной деловой средой и ценностной системой, историческим контекстом, юридическим обрамлением, связанными с национальными корнями. Не случайно, какой бы американский учебник по глобализации и новым моделям бизнеса ни читаешь, а все скатывается к англо-саксонской ценностной системе и нормам. Это тот случай, о котором Виктор Степанович Черномырдин говорил: «Какую партию ни создаем, а все КПСС получается», только применительно к установкам «коллективного Запада».

Во-вторых, львиная доля «научных» публикаций топ-журналов по менеджменту состоит наполовину из математических формул и посвящается решению проблем, оторванных от реальных интересов бизнеса, для бизнеса непонятных. Поэтому я придерживаюсь того мнения, что для нашей аккредитации показатель международных публикаций на английском языке должен сохраниться, но его удельный вес должен быть весьма невелик. Он должен быть существенно меньшим, чем удельный вес критериев, связанных с прикладными исследованиями лучших практик русской или национальной модели менеджмента, моделей менеджмента дружественных стран и, в первую голову, стран СНГ, ШОС и БРИКС.

Для многополярного мира, как для Организации Объединенных Наций, доминирование английского языка в стратегической перспективе контрпродуктивно. Мы должны учиться работать на языках, на которых говорит большинство человечества. А, следовательно, удельный вес статей, опубликованных на русском, китайской, арабском и т.д. языках должен быть как минимум не меньшим, чем на английском.

Впрочем, это мое личное мнение. И, к сожалению, кроме русского, я владею только двумя официальными европейскими языками, принятыми в ООН. Я допускаю, что многие из моих коллег будут отстаивать более взвешенную позицию. А РАБО и НАСДОБР - организации демократические. И в отличие, как мы убедились, от институциональных структур «коллективного Запада», не навязывают линию меньшинства большинству. Окончательное мнение определят участники рабочих групп и руководители бизнес-школ участников проекта. Не говоря уже об обязательных слушаниях и обсуждениях на площадках международных конференций, РАБО, обсуждений в РАНХиГС и других ведущих вузах страны и наших партнеров из дружественных стран.
 
- Вопрос «входного барьера» для участия в новом международного рейтинге. Например, условием участия в наиболее влиятельном мировом рейтинге бизнес-школ Financial Times является наличие престижных мировых аккредитации AACSB или институциональной аккредитации EQUIS EFMD. Какой входной барьер предусматривается в нашем проекте и как планируется обеспечить международное признание рейтинга?

- На самом деле я уже ответил, в целом, на этот вопрос в первой части интервью. Допуск к международному рэнкингу программ системы НАСДОБР (я умышленно использую поочередно достаточно разные по смыслу термины «рейтинг» или «рэнкинг» в своем интервью, потому что экспертная группа пока сформировала мягкую рекомендацию в пользу «рэнкинга», которая еще формально не утверждена) осуществляется через аккредитацию НАСДОБР соответствующей программы. Еще раз повторю, почему рабочие и экспертные группы предложили такое решение.

Во-первых, потому что НАСДОБР на протяжении почти 10 лет успешно реализовывал аккредитацию программ МВА/ЕМВА на национальном рынке. Практически все программы бизнес-школ, получившие аккредитацию НАСДОБР, одновременно имели те или иные программные международные аккредитации «Тройной короны». Причем НАСДОБР по ряду параметров был более требователен к качеству, по мнению проверяемых, чем, скажем, АМВА International.

Во-вторых, потому что аккредитация НАСДОБР с самого начала не носила и не носит коммерчески ориентированного характера. Потому что Председатель Президиума НАСДОБР А.Д. Жуков специально подчеркивал на ряде заседаний, что мы работаем на качество для российского бизнеса и на престиж страны, что он готов возглавлять организацию только, если это целеполагание сохранится.

В-третьих, потому что, согласно мировой практике, бизнес-школы обычно публикуют на сайте свои самые высокие достижения в течение пяти лет после их получения. Следовательно, если влияние аккредитации и рэнкинга НАСДОБР начнет выходить за пределы государственной границы нашей страны, партнеры из дружественных стран будут еще на протяжении 2-3 лет видеть, что российские бизнес-школы, имевшие в 2022 году аккредитации «Тройной короны» и место в рэнкинге «Файнэншл Таймс», теперь имеют аккредитацию НАСДОБР и участвуют в рэнкинге НАСДОБР, что ставит нашу аккредитацию и национальный рэнкинг вровень или даже потенциально выше, чем прошлые оценки качества в системе «Тройной короны», что в многополярном мире корон должна действовать оценка качества «Четырех корон».

Наконец, мы не планируем создавать из аккредитации НАСДОБР и рэнкинга НАСДОБР закрытого клуба для избранных. Мы рассчитываем, что уже в следующем году число бизнес-школ, чьи программы имеют аккредитацию НАСДОБР и, следовательно, могут участвовать в рэнкинге НАСДОБР 2026 года, вырастет на 30-50 %. Что этот рост будет продолжаться и в последующие годы, как за счет наиболее амбициозных и энергичных, ориентированных на качество российских школ сегодняшнего среднего эшелона, так и за счет первых бизнес-школ с аккредитациями «Тройной короны» из дружественных стран, которые связывают свою стратегию развития с российским бизнесом и бизнес-образованием.

- Сергей Павлович, благодарим Вас за ответы!


 * На момент публикации действующую аккредитацию НАСДОБР имели шесть российских бизнес-школ:

  • Высшая школа бизнеса ГУУ
  • Бизнес-школа ЕМАS
  • Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС
  • Институт мировой экономики и бизнеса (Международная школа бизнеса) РУДН
  • Плехановская школа бизнеса «Интеграл» РЭУ им. Г.В.Плеханова
  • Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО

** Меморандум подписан полномочными представителями:

  • Бизнес-школы Уральского федерального университета им. Первого президента России Б.Н.Ельцина
  • Высшей школы бизнеса Казанского федерального университета
  • Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета
  • Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС
  • Высшей экономической школы Санкт-Петербургского экономического университета
  • Государственного университета управления
  • Дальневосточного федерального университета
  • Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов им. П.Лумумбы
  • Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС
  • Московской школы управления "Сколково"
  • Плехановской школы бизнеса "Интеграл" РЭУ им. Г.В.Плеханова
  • Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ
  • Санкт-Петербургского института менеджмента ИМИСП
  • Финансового университета при Правительстве РФ
  • Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО

Источник: mba.su

https://www.traditionrolex.com/19