Статья «От идеи к будущему РАБО». Часть 1. «Начало…..»
Буренин В.А.,
ректор Высшей коммерческой школы при Всесоюзной академии внешней торговли (1988 – 2013),
Первый президент РАБО (1990 – 1995), профессор МГИМО(У).
Формирование российского рынка бизнес-образования и российской ассоциации бизнес-образования – истоки и первые шаги
Эпиграф. Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое значит не понимать настоящее. Неру Джавахарлал.
Профессиональное образование в области менеджмента и делового администрирование как идея стало формироваться в 1986 году в процессе подготовки Постановления ЦК КПСС и СМ СССР о предоставлении права выхода на внешние рынки всем субъектам внешнеэкономической деятельности СССР. Фактически это был процесс ликвидации советской системы государственной монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности. Я был в составе экспертной группы (руководитель д.э.н., профессор Шаститко В.М. ), которая в мае-июне 1986 г. готовила проект этого постановления. Вышло два постановления 19 августа 1986 г. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.08.1986 N 991 о мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» и Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.08.1986 N 992 "О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами". Это были меры, предполагавшие реформу управления внешнеэкономическими связями, которые должны были обеспечить прямой выход министерств, ведомств, объединений, предприятий и организаций на внешний рынок, усилить их заинтересованность в развитии международной кооперации и в ускорении внедрения новейших достижений науки и техники и тем самым повысить эффективность управления народным хозяйством.
Проблема была в том, что объективно необходимый для интенсификации развития советской экономики государственный декрет о предоставлении права прямого выхода на внешние рынки советским предприятиям и организациям, требовал не только существенных экономических и организационных изменений, но и внесения существенных изменений в систему подготовки кадров, особенно руководителей для работы на внешних рынках. Эта область профессиональной подготовки в те годы, несмотря на свои сильные стороны, была не только политизирована, но и являлась строго контролируемой государственной монополией в форме разрешительной системы на обучение и повышение квалификации, которая давала право только нескольким учебным заведениям вести подготовку кадров такого рода. Все содержание и организация учебного процесса были строго зарегулированы и осуществлялись на основе разрешительной системы. Главное направление образовательного процесса было сосредоточено на языковой подготовке (примерно 50% учебного плана) и политэкономическом усилении профессиональной работы (примерно 25% учебного плана). Управленческая подготовка руководителей велась в рамках их идеологического совершенствования.
Объективно, фактическое ослабление государственной монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности, требовало значительного расширения числа таких учебных заведений (факультетов) и серьезной реформы системы подготовки специалистов для международных экономических отношений и конечно управленческого персонала в этой сфере. Особенно профессиональный шок возникал на фоне разницы базиса экономического мышления – социалистического (государственное регулирование и планирование) и капиталистического (либерального и рыночного). О внутригосударственных интересах и отношениях в аспектах рыночной ориентации и мышления в то время и речи быть не могло, социалистический базис был не оспорим.
Наша попытка внести образовательный аспект в выше упомянутые постановления успеха не имела. В результате на первом же заседании Государственной Внешнеэкономической Комиссии Совмина СССР в сентябре 1986 по обсуждению плана мероприятий выполнения этих постановлений ее руководитель академик Ситарян С.А. предложил немедленно начать подготовку дополнительного постановления правительства о реформе системы подготовки кадров для развития самостоятельной внешнеэкономической деятельности советскими предприятиями и организациями. Эта работа была поручена Всесоюзной Академии внешней торговли и Академии народного хозяйства, в результате которой вышло Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 11.02.1988 N 198 "О мерах по обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для внешнеэкономической деятельности". В процессе подготовки этого постановления мы внесли в проект постановления пункт о необходимости создания в СССР «школы бизнеса для профессиональной подготовки руководителей», учитывая положительный международный опыт, который к тому времени уже накопился в развитых капиталистических странах, и имевшуюся практику обучения в зарубежных школах бизнеса специалистов из СССР. На осуждении этого проекта в правительстве Председатель Совмина Рыжков Н.И. в отношении этого пункта внес предложение «таких учебных заведений в СССР должно быть больше» и потребовал заменить капиталистический термин «бизнес» на более приемлемый для социалистического формата советской экономики.
Мы (я и ректор АНХ Смирницкий Е.К.) предложили с учетом крайне ограниченного времени, отведенного нам корректировку проекта постановления, заменить термин « бизнес-школа» на «высшую коммерческую школу» и создать их две – при ВАВТ и АНХ. Важно, что идея названия пришла нам «не с потолка». Дело в том, что в начале перестройки интенсифицировались деловые связи между учебными заведениями в рамках межправительственных комиссий, которые занимались проектами развития соответствующих стран. В частности, активно работала межправительственная комиссия по сотрудничеству СССР-Франция, в рамках которой создавались проекты по сотрудничеству учебных заведений СССР и Франции в области подготовки кадров для внешнеэкономической деятельности. Я как проректор по науке ВАВТ вел переговоры в то время с двумя французскими учебными центрами, входившими в систему Торговой Палаты г. Парижа: с Высшей коммерческой школой г. Парижа (NEC), которая была создана еще при Наполеоне и на протяжении ста с лишним лет привлекала самых способных, талантливых и предприимчивых людей, готовя из них лидеров завтрашнего дня. Другим центром был Европейский институт международного бизнеса (IEMI), который входил в группу бизнес-структур Пьера Кардена.
Идея названия «высшая коммерческая школа» была принята Правительством и 3 октября 1988 в один и тот же час две государственные школы бизнеса СССР – Высшая коммерческая Школа при ВАВТ и Высшая коммерческая Школа при АНХ начали свою образовательную деятельность. Сегодня я понимаю «не идеальность» термина «высшая коммерческая школа», но тогда у нас на размышления было всего три дня и главное было сделать прорыв в профессиональной подготовке руководителей и специалистов для управления, делового администрирования. Нам это удалось. Кроме того, в нашем советском сознании того времени в условиях невозможности применения терминов «бизнес», «рынок» понятие «коммерция» было наиболее близким, хотя и не адекватным по точности. Это был своего рода политический маневр.
Об актуальности необходимости решения задачи подготовки руководителей для работы с компаниями живущих в рыночных условиях говорит то, что от принятия решения о создании двух первых двух школ бизнеса до начала их работы прошло всего 7 месяцев. Мы открывались одновременно, в разных местах и Правительству пришлось тоже создать две команды приемщиков проекта. Хотя практически мы начинали все с нуля – от структуры учебного плана, осмечивания стоимости обучения и размеров оплаты труда (особенно преподавателей), набора преподавателей и, конечно, студентов. Списать было не у кого, нас можно было назвать изобретателями. Но в условиях ажиотажа, шедшей тогда перестройки, нам помогали (фактор партийной дисциплины), мешали без энтузиазма и осторожно, большинство чиновников разного уровня ничего не понимало в наших предложениях и действиях, но явно мешать не решались «мол сами на чем ни будь завалятся».
«Обнаглев» мы со Смирницким Е.К. пришли к мысли, что новый формат работы высших коммерческих школ с учетом специфики обучения рыночному менеджменту, экономике и праву международных отношений не совместим с существовавшей тогда системой работы советских вузов, практически по всем аспектам. Академия народного хозяйства и наш куратор в Министерстве внешних экономических связей СССР– главное управление кадров и учебных заведений вышли в Правительство с предложением в порядке эксперимента разрешить нам создать еще один регламент, который вышел в форме специального постановления Совмина СССР от 22.09.1988 N 1106 "О порядке функционирования высших коммерческих школ при Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР и Всесоюзной академии внешней торговли при Министерстве внешних экономических связей СССР". Т.е. оно вышло за две недели до начала учебного процесса, вот такие были времена.
В этом постановлении мы постарались изложить наши представления об основных необходимых условиях работы учебного центра типа школы бизнеса, основанных на возможностях, которые открывала перестройка советской экономики того периода: максимальная автономность и снижение порога действия разрешительной системы: самостоятельный подбор и расстановка кадров, свобода творчества в учебно-методической работе, внутренний самоконтроль и высокая требовательность к качеству учебного процесса, ориентация на профессиональные интересы заказчиков учебных программ, оплата труда по результатам работы коллектива в целом и отдельного преподавателя, максимальное привлечение преподавателей и консультантов из практики. Конечно, в самом начале преобладали программы открытого набора, представлявшие собой краткие, интенсивные курсы переподготовки и повышения квалификации для руководящих работников отраслевых министерств, ведомств и предприятий.
Конкурс первые годы на разные Программы был 7-10 человек на одно место. Поэтому, с моей точки зрения, российское бизнес-образование практически началось 3 октября 1988 г. , что подтвердило верность тезиса о том, что для России путь создания оригинальных идей и прорывных технологий в том числе и в образовании, вероятно, единственно верный. С этого момента стал практически создаваться и российский рынок бизнес-образования. Несмотря на наличие одних и тех же родителей, две первые высшие коммерческие школы сразу стали создавать свои модели развития. Так, ВКШ АНХ стала частью Академии и имела тесные связи с бюджетом АНХ. ВКШ при ВАВТ предпочла работать на условиях полного самофинансирования и хозяйственной самостоятельности, т.е. на условиях максимально приближенных к рыночным отношениям. Но у нас было общее обстоятельство – чувство свободы действий и предпринимательства в области профессионального образования и, конечно, прямой личной ответственности за начатое дело.
В этот же период времени в ноябре 1988 г. произошло еще одно важное, с моей точки зрения, событие в развитии будущей ситуации на российском рынке бизнес-образования. Дело в том, что по инициативе Министерства внешних экономических связей, а точнее первого заместителя министра Г.К. Журавлева, меня командировали в Лондон на ежегодную встречу деканов школ-бизнеса, которые были членами EFMD (Европейского Фонда Развития Менеджмента). Цель этой поездки была презентация решений Правительства СССР о модернизации системы подготовки кадров для внешних экономических связей и ситуации в СССР связанной с фактической ликвидацией государственной монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономических связей. Все произошло настолько быстро, что зная предмет презентации, я никакого понятия не имел об EFMD. Интерес к презентации был огромен, я выглядел белой вороной на фоне лоснящихся в черных пиджаках деканов и лидеров западного бизнес-образования. Весь тон и содержание докладов определялись американскими деканами и экспертами. Я не был обойден вниманием, как первый советский декан школы бизнеса. Все о чем я рассказывал воспринималось только на «хорошо», конечно, не в кавычках. В начале 1989 г. я получил письменное уведомление о принятии Высшей коммерческой школы в члены EFMD. Никаких письменных заявлений я для этого не писал. Мы стали первым из России членом этой авторитетной и крупнейшей ассоциации бизнес-образования в Европе.
До рождения Российской Ассоциации Бизнес- образования оставалось всего два года, которые были наполнены событиями, приведшими к такому решению, но об этом в следующей второй части статьи.